Левон Оганезов. Концертмейстер

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО —...
Записал Павел Соседов
|
01 Марта 2020
Левон Оганезов
В восемь утра мог раздаться звонок и голос администратора сообщал: «Левочка, не забудьте, у вас сегодня концерт в ЦДКЖ, а потом поедете в Клуб Серафимовича...»
Фото: из архива Л. Оганезова

— Геня, как водичка?

— Ну так, градусов восемнадцать.

— О-о-о, портвейн, — говорит Андреев.

Борис Федорович в концертах читал короткие байки собственного сочинения и под эти рассказы просил меня тихонько играть военные песни. А Николай Афанасьевич рассказывал о съемках фильмов, в которых участвовал, и пел хриплым голосом под мой аккомпанемент: «Три танкиста, три веселых друга...»*

Клавдия Шульженко

В конце 1964 года власти начали готовиться к празднованию двадцатилетия Победы. Было организовано огромное количество концертов, посвященных знаменательной дате. И тут вдруг всем понадобилась Клавдия Шульженко, потому что она со своим «Синим платочком» была знаменем Победы. У Клавдии Ивановны было много разных орденов и медалей, во время войны она часто ездила с выступлениями по фронтам. Шульженко была интересной женщиной, и почти в каждой части высокое военное начальство чем-нибудь ее награждало. Все свои награды она однажды решила надеть на выступление. Прицепила ордена и медали к шарфику — вес получился килограммов шесть — и перекинула шарф через плечо. На сцене придерживала его рукой. Во время исполнения песни Шульженко про «орденскую ленту» забыла, всплеснула руками, и тяжелый шарфик с грохотом упал. Больше она награды на концерты не надевала.

С Клавдией Ивановной работали два пианиста — Борис Яковлевич Мандрус, прошедший с ней всю войну, и Давид Владимирович Ашкенази. Когда в театре МГУ на Моховой объявили концерт Шульженко, ей вдруг пришло в голову, что оба пианиста будут аккомпанировать одновременно. Для этого на сцене поставили два рояля... А два выдающихся аккомпаниатора никогда в жизни вместе не играли. В итоге от непривычного звучания Клавдия Ивановна сбилась с ритма, забыла текст — и все трое переругались. После этого по негласному приказу директора Москонцерта к Шульженко на репетицию отправили меня. Я же тогда занимался совсем другой музыкой, и как заметил коллега, с которым мы играли легкие, почти джазовые мелодии, то, что исполняла Шульженко, для нас было нафталином. Но по прошествии пятидесяти лет понимаю, что для меня работа с выдающейся певицей стала бесценным опытом: Шульженко отличалась невероятной точностью в каждом такте, у нее был отработан каждый жест.

В отличие от сегодняшних звезд никакого райдера у Клавдии Ивановны не было — тогда и слова такого не знали. Правда, она всегда брала с собой костюмершу, которая фактически и являлась исполнителем этого несуществующего райдера, потому что помимо концертных костюмов возила кипятильник, личную посуду певицы, утюг. В те времена артист был всегда готов к тому, что за кулисами и в гостинице может не оказаться самого необходимого, в том числе горячей воды. Перед выходом на сцену, если дело происходило на гастролях, Клавдия Ивановна все свои драгоценности отдавала на хранение администратору по фамилии Рыкинглаз — как ни странно, у него было бельмо на одном глазу. Он клал мешочек с украшениями во внутренний карман пиджака и картаво цитировал строчку из песни Шульженко: «Хранят так много дорогого...»

Лидия Русланова

Русланова часто ездила на гастроли с Театром массовых представлений. Аккомпанировали ей аккордеонисты — отец и сын Пичуевы. Как-то выпили на дорожку водочки, на жаре в автобусе их разморило, и они заснули. Все вышли из автобуса, а про музыкантов забыли, и вместе с инструментами шофер увез Пичуевых в другой город. Хватились только через час, перед началом концерта. Лидия Андреевна говорит:

— Да и черт с ними! Левка, сыграешь мне «Валенки» и «По муромской дорожке»?

— Конечно! — отвечаю.

У меня был редкий музыкальный инструмент «Юность» — прототип нынешних синтезаторов, его выпускали в СССР по трофейным немецким чертежам. На нем можно было настроить тембр аккордеона. Никто подмены и не заметил.

Русланова имела привычку «заводить» себя перед выходом на сцену — придиралась к тем, кто попадался под руку за кулисами: «Что вы здесь сидите?!» Далее следовала непечатная фраза. Встрепенется и идет петь. Как-то конферансье Борис Сергеевич Брунов, человек ироничный, за кулисами Колонного зала сказал тем, кто находился в «зоне особого внимания»: «Так, все прячемся, — а сам приглашает: — Лидочка, на сцену». Русланова выплывает из гримерки, осматривается в поисках жертвы, а за кулисами — никого. Тогда подходит к мраморной колонне и как пнет ее ногой: «Понаставили тут столбов!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
статьи по теме
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая