Левон Оганезов. Концертмейстер

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО —...
Записал Павел Соседов
|
01 Марта 2020
Левон Оганезов
Левон Оганезов
Фото: Н. Шаханова

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО — Всероссийское гастрольно-концертное объединение. Потом его переименовали в Росконцерт, но артисты между собой по старинке называли Мосэстрадой. Я попал туда в девятнадцать и прослужил сорок один год —вплоть до своего шестидесятилетия.

Москонцерт

С утра до вечера большая группа администраторов Москонцерта составляла концертные программы для всех подходящих под эти цели площадок — по их подсчетам, таких в столице и области было около четырех тысяч и везде ежедневно что-то происходило. С чувством ностальгии вспоминаю те безмятежные времена, когда в восемь утра мог раздаться звонок и знакомый голос администратора сообщал, например: «Левочка, не забудьте, у вас сегодня в восемнадцать часов концерт в ЦДКЖ, а потом поедете в Клуб Серафимовича...» Ничего подобного уже не повторится — теперь о своей работе каждый должен заботиться сам.

В свою очередь Росконцерт занимался гастролями артистов по всему Советскому Союзу. Никогда не забуду камчатского администратора Абрама Маграчева, который перед концертом палкой открывал занавес, видел два свободных кресла в партере и указывая на них палкой, строго спрашивал публику: «А это что такое? — и выдержав паузу, предупреждал: — Если такое будет повторяться, вы никогда не увидите ни цыган, ни лилипутов». Напуганные такой перспективой зрители бежали в кассу и выкупали эти «несчастные» места, лишь бы только Абрама Израилевича не огорчать.

В шестидесятые годы образовалась немыслимая по масштабам организация — Театр массовых представлений. Его гастроли проходили с самой ранней весны в теплых краях Советского Союза (в Москве еще хозяйничала зима) до поздней осени в южных регионах. Выступали во всех более-менее крупных городах: Самарканде, Алма-Ате, Краснодаре, Сочи. Представления устраивали на стадионах. Заранее расклеивались афиши «Праздник искусства в вашем городе!», для привлечения максимального количества зрителей на стадионе продавали чешское пиво, сосиски и все, что нужно для приличного отдыха. В таких концертах выступали «легенды кино», которые давно не снимались, но народ их знал и любил, например Иван Переверзев, Борис Андреев, Николай Крючков, Петр Глебов, а вместе с ними те, кто находился на вершине успеха. Участвовали также артисты столичных театров — Большого, Малого, МХАТа, корифеи эстрады — Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Капиталина Лазаренко, Марк Бернес, Гелена Великанова. Никто не отказывался от этих выступлений, ведь за них официально платили три ставки. Концерты проходили иногда по три дня подряд — в пятницу, субботу и воскресенье, и кассовые сборы всегда полные.

Это были не просто концерты, а целые спектакли, как правило, посвященные истории становления советской власти. К масштабным постановкам привлекались армейские части, военная и гражданская техника, пионеры. Выдающийся администратор, он же режиссер и ведущий Эдуард Смольный на репетиции кричал в микрофон: «Солдаты, пошли! Пошли машины! Парашютисты, рано! Рано! Наза-а-ад!» Причем кричал совершенно искренне, от души. Конечно, после концертов, а иногда и во время устраивали застолья. В одном спектакле была сцена, в которой артист Дмитрий Масанов в гриме и костюме Ленина стоял в открытом автомобиле, катившем по беговой дорожке стадиона, приветственно подняв руку. А так как Масанов иногда перед концертом позволял себе употребить горячительное, на дне машины лежали два солдата и держали «Владимира Ильича» за ноги, чтобы он не упал.

Помню, выступает выдающийся баритон Большого театра Павел Лисициан. Поет:

— «И где бы ни жил я и что бы ни делал —
Пред Родиной вечно в долгу...»

А Борис Андреев стоит в ожидании своего выступления и бурчит под нос:

— Сто пятьдесят два рубля за выход получает, а все в долгу...

Сочи. Пляж. Артисты купаются и загорают — до выезда на концерт есть время. Появляются две фигуры в черных костюмах, белых рубашках, галстуках и кепках — Николай Афанасьевич Крючков и Борис Федорович Андреев. Стоят и наблюдают за происходящим. Из моря вылезает Геннадий Дудник — замечательный пародист, и Крючков его спрашивает:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
статьи по теме
Ребенок-Овен: характер, развитие и способности мальчиков и девочек
«Маленькие Овны очень активные, подвижные и неутомимые. Они не умеют и не любят лениться, им трудно усидеть на одном месте. Любопытство и безудержная энергия подталкивают их на поиски приключений», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог