Левон Оганезов. Концертмейстер

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО —...
Записал Павел Соседов
|
01 Марта 2020
Лидия Русланова
Русланова имела привычку «заводить» себя перед выходом на сцену — придиралась к тем, кто попадался под руку: «Что вы здесь сидите?!» Встрепенется и идет петь
Фото: В. Бородин/РИА Новости

Первые несколько песен для Вали подобрал Юрий Саульский, затем в ее репертуаре появился целый цикл на музыку Ильи Катаева, следом на Толкунову обратил внимание Владимир Мигуля, искавший молодую исполнительницу. Валя пела флейтовым голосом, идеально чисто, и как медиум воздействовала на публику. Поэтому когда Мигуля с поэтом Виктором Гином сочинили песню «Поговори со мною, мама», у них не было сомнений, кому ее отдать. Очень быстро Толкунова стала любимицей всех домохозяек, матерей-одиночек и вдов, которых в стране было предостаточно. Валентина начала активно гастролировать. Помню, приехали в Харьков, возле гостиницы нас встречала толпа женщин, и все с подарками — кто чем богат. Когда привезли на конфетную фабрику, производство остановилось — все работницы сбежались «на Толкунову» и слушали ее со слезами на глазах.

Мы работали вместе три года — с 1972-го по 1974-й. Как-то Валя говорит:

— Мне нужна песня для Нового года.

Отвечаю:

— Есть одна подходящая, ее любил и часто пел мой папа (правда, когда выпивал, но я об этом умолчал) — «Мы на лодочке катались».

А песня, между прочим, не исполнялась с революции, поскольку по одной из версий автор ее К. Р. — великий князь Константин Романов. Я нашел слова, сделал аранжировку. В оригинале есть такие строчки: «Где мы с миленьким встречались, / Там помятая трава, / Где мы с милым расставались, / Там посохли дерева». Толкунова застеснялась:

— Не могу это петь. Помятая трава, это значит...

Я возражаю:

— И что? Ну, занимались люди любовью на траве — что плохого?

Так и не уговорил, спела «там зеленая трава». Песня, между прочим, стала Валиным хитом.

Иосиф Кобзон

С Кобзоном я был знаком со времен его студенчества. Приходил к нему в «Гнесинку». Ося прославился рано — после выступления на радио. Была такая джазовая пьеса Аркадия Островского «Вьюга смешала...». До этого Кобзон выступал в дуэте с Виктором Кохно, а после «Вьюги...» на него обратили внимание как на солиста. Островский предложил ему целый цикл, начиная с «А у нас во дворе» — песни, которая принесла молодому исполнителю народную известность. В 1960-м мы стали вместе ездить на гастроли.

Иосиф обладал ярко выраженными лидерскими качествами и сразу объединял вокруг себя людей. Человеком он был щедрым — в ресторане всегда платил за стол. Но если ты проигрывал ему в преферанс, например два рубля тридцать четыре копейки, то будь добр — карточный долг отдай. За своих музыкантов всегда стоял горой. Однажды приехали в Красноярск, администратор гостиницы говорит:

— Вы, Иосиф Давыдович, заселяйтесь, а ребята пока пусть сложат вещи в одну комнату и там приведут себя в порядок. Потом поедете на концерт, а вечером всех разместим по номерам.

Иосиф отвечает:

— Ничего подобного! Вот сяду рядом с вами и буду ждать, пока не подготовят номера для коллектива.

И только когда всех устроили, отправился на выступление.

В тот период мы работали как бешеные, на гастролях давали по четыре-пять концертов в день. Когда возвращались, коллективу полагались выходные. Только не мне. Я ездил аккомпанировать Иосифу на шефские концерты. Они проходили в больницах, воинских частях, институтах, даже в тюрьмах. И после каждого выступления к Кобзону подходили люди со своими проблемами. Он каждую просьбу тщательно заносил в огромные списки. Договаривался о госпитализации или помощи с лекарствами. Из тюрем вытаскивал людей. Если же вызволить не получалось, договаривался, чтобы какого-нибудь мальчика, угодившего за решетку по глупости, перевели из Сибири поближе к дому. Кобзон часто выступал на телефонных узлах, благодаря чему у многих наших коллег и знакомых появились домашние телефоны — тогда с их установкой были большие проблемы, в очереди приходилось годами стоять.

Выступаем как-то в программе Театра массовых представлений на стадионе. Выходит певица Эльмира Уразбаева, и тут вскакивает солдатик-узбек, снимает с руки часы с самодельным наборным ремешком и дарит ей. Конферансье одобрительно восклицает: «Вот какой поступок — солдат самое ценное отдал землячке!» Затем появляется Русланова — поднимается женщина и накидывает Лидии Андреевне на плечи шерстяной платок. Ведущий комментирует в микрофон: «Вот она, народная любовь!» Следующий артист тоже получил какой-то подарок. А потом выходим мы с Кобзоном и конферансье замечает: «Ну, Иосиф, держись, сейчас евреи мебель понесут!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
статьи по теме
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая