Левон Оганезов. Концертмейстер

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО —...
Записал Павел Соседов
|
01 Марта 2020
Клавдия Шульженко
Я занимался совсем другой музыкой, и как заметил коллега, с которым мы играли легкие, почти джазовые мелодии, то, что исполняла Шульженко, было нафталином
Фото: В. Мастюков/ТАСС

Никита Богословский

В концертах мы встречались с Никитой Богословским, я часто играл его песни. Он говорил: «Левон, только не меняй гармонии в моих песнях, а то я тебя укушу!» Многие знают, что Никита Владимирович был профессиональным «разыгрывателем», причем довольно жестким.

Как-то Богословский зашел к композитору Сигизмунду Кацу, но его не оказалось дома. Тогда Никита Владимирович отыскал какую-то дощечку, к ней пластилином прилепил веревочку, один ее конец закрепил на двери, другой — на косяке, припечатал гербом пятикопеечной монеты и ушел. Несчастный Сигизмунд Кац, вернувшись домой, чуть не поседел от страха, увидев «опечатанную» квартиру.

Однажды Богословский с тем же Сигизмундом Кацем, прогуливаясь в Доме творчества композиторов, заметили Шостаковича — его дача располагалась неподалеку — и решили разыграть. На нотной бумаге, на которой пять линеек, аккуратно пририсовали шестую, набросали ноты и с серьезными лицами подошли к Шостаковичу:

— Димочка, мы тут вальсик сочинили — посмотри, пожалуйста.

— Да, конечно, давайте, — Дмитрий Дмитриевич берет нотный лист и вдруг начинает плакать: — Со мной что-то случилось, не могу прочесть ни одной ноты.

Приятели поспешили его утешить:

— Дима, мы же пошутили — шестую линейку пририсовали...

— Нет-нет, не утешайте, что-то со мной не то — я, наверное, нездоров, — не поверил Шостакович.

Когда Эмиль Гилельс получил звание Героя Соцтруда, которого ему не хватало для полного «аккорда», новость опубликовали все газеты. Звонит ему утром Богословский и говорит измененным голосом:

— Эмиль Григорьевич, можете завтра к восьми утра приехать в Южный порт? С девятого причала спускаем на воду пароход, названный вашим именем.

Гилельс всполошился:

— Что же раньше не предупредили? Конечно, обязательно приеду. Как вы говорите, Южный порт?..

Знаменитый пианист, который никогда в жизни раньше полдесятого не просыпался, вскочил в шесть, побрился, надел галстук, лаковые концертные туфли, вызвал такси и поехал в Южный порт. Бродит по необъятной территории, спросить дорогу не у кого. Заприметил ангар. Стучится. Открывает вахтерша: «Какой тебе девятый причал?! Напьются тута и ломятся!» Бедняга решил, что не туда заехал, и потащился в своих лаковых штиблетах обратно по грязи к Каширскому шоссе — ловить такси... Где-то к полудню расстроенный вернулся домой и говорит жене: «Я подвел людей, они меня, наверное, ждали». Богословский лишь спустя месяц признался, что это была его шутка. Гилельс год с ним не разговаривал.

Никита Владимирович жил в высотке на Котельнической набережной. Как-то пригласил гостей, а сам, сославшись на срочное дело и пообещав скоро вернуться, исчез. Люди собрались, сидят за столом — ждут хозяина. А тот договорился с крановщиком, забрался в люльку, и его подняли на двенадцатый этаж. Теперь представьте реакцию гостей, когда в комнату через окно вошел Никита в плаще и шляпе, спрыгнул с подоконника, развернулся к окну и бросил кому-то невидимому: «Завтра в десять утра...» Люди лишились дара речи.

Валентина Толкунова

Из поколения знаменитых сверстников мне довелось поработать с Иосифом Кобзоном, Володей Винокуром, Олегом Анофриевым, Людмилой Гурченко, Майей Кристалинской и Валей Толкуновой. Валечка была человеком закрытым — с ней трудно было дружить. Помню ее студенткой института культуры, когда она пришла в ансамбль ВИО-66 к Юрию Саульскому еще не оформившейся, длиннорукой, длинноногой, нелепо одетой девушкой. Пела чистенько, но ничего не умела. Жена пианиста Игоря Бриля Тамара Гибалевич, бывшая солистка ансамбля, учила Толкунову петь джазовые фразы. И Валя схватывала на лету. У них с Юрием Сергеевичем Саульским случился роман. Поженились, но брак оказался недолгим. Перед разводом Юрий Сергеевич купил Валентине однокомнатную квартиру в доме на углу улицы Чехова и Садового кольца. Саульского за глаза называли Строителем — он всем своим бывшим женам приобретал квартиры. В доме, где поселилась Толкунова, жили представители творческой интеллигенции: Настя Вертинская, Аркаша Арканов, композитор Илья Катаев, сочинивший песню «Стою на полустаночке», вошедшую в Валин репертуар. В актерской среде кооператив иронично окрестили «Тишиной», поскольку веселье там не прекращалось ни днем ни ночью и шум машин с Садового кольца доносился круглосуточно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
статьи по теме
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая