Левон Оганезов. Концертмейстер

В 1959-м, в начале «трудового пути», организация, в которую я пришел работать, называлась ВГКО —...
Записал Павел Соседов
|
01 Марта 2020
Иосиф Кобзон
После каждого выступления к Кобзону подходили люди со своими проблемами. Он каждую просьбу тщательно заносил в огромные списки. Выступление Иосифа Кобзона перед коллективом фирменного магазина-салона «Орбита»
Фото: В. Кошевой/ТАСС/

Юрьеву называли «белой цыганкой». Голос у нее был такой, что без микрофона слышно каждое слово. Этой певческой техникой обладали только исполнители старой школы. Никогда не забуду, как в 1947 году в Кисловодске папа повел меня на концерт Александра Вертинского. Длинный коридор зеленого театра упирался в ракушку сцены. Никакого микрофона. На сцене — белый рояль, за ним Михаил Брохес. Пианист играл негромко, и было слышно каждое слово Вертинского на всю глубину зала.

Вадим Козин

Из этой плеяды и Вадим Козин — человек фантастической и трагической судьбы. Познакомился я с ним, когда с Кобзоном приехал в Магадан и легендарный певец пришел к нам на концерт. После выступления Иосиф пригласил его за кулисы и спросил:

— Нужна ли вам какая-то помощь?

— Ничего не надо, — отозвался Вадим Алексеевич.

— Ну, может, похлопотать насчет звания народного? Вы его заслужили, ваши песни все знают, — предложил Кобзон.

— Я и так давно «народный», — улыбнулся Козин.

До войны его пластинки выпускались огромными тиражами, в Великую Отечественную Вадим Алексеевич часто выступал на фронте, ему симпатизировал Сталин... Но в 1944-м после одного непочтительного разговора с Лаврентием Берией певца арестовали и сослали на Колыму.

На свободу он вышел в 1950-м, потом — второй арест и ссылка в Магадан, где Вадим Алексеевич в итоге и остался. Появился свой коллектив, Козина здесь все знали и любили. Кстати, он терпеть не мог срезанные цветы, просил: «Не дарите мне мертвечину».

Через несколько лет после первой встречи я прилетел в Магадан с Владимиром Винокуром. Зашли проведать Вадима Алексеевича. В подарок привезли огромную банку югославской ветчины. Старик обрадовался: «О-о-о, это я люблю, спасибо». Пили чай, Козин читал свои стихи. Стены его просторной однокомнатной квартиры были увешаны фотографиями. На одной он выступает перед Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным. Это было в 1943 году на Тегеранской конференции — незадолго до ареста.

В третий раз увиделись накануне его девяностолетия, Кобзон принял активное участие в организации юбилея. Пришли к Козину, уговариваем выступить. Он засомневался:

— Я-то спою, а кто сыграет?

Иосиф кивает на меня:

— Да вот же — Левон!

— Умеешь играть романсы? — спрашивает Вадим Алексеевич.

Я тут же сел за фортепиано и сыграл «Осень, прозрачное утро...» — написанный на музыку самого Козина. Вадим Алексеевич похвалил:

— Хорошо! Правильно играешь.

Репетировали мы, репетировали... В день концерта юбиляру специально кресло на сцене поставили. Но на свое торжество Козин так и не явился. Сказал: «Холодно мне, не поеду». Кресло так и осталось пустым...

Андрей Миронов

Особое место в моем сердце занимает Андрюша Миронов, с которым мы познакомились, когда он еще не был артистом. Мои студенческие друзья по консерватории жили по адресу Петровка, дом 26. В их дворе была хорошая спортивная площадка. Играть в волейбол и теннис туда приходили молодые Юрий Визбор и Андрей Миронов. Жил Андрюша рядом — в доме напротив ресторана «Будапешт». Там же обитал и мой школьный товарищ Николай Петров* — будущий выдающийся пианист, его родители дружили с Марией Мироновой и Александром Менакером. Кстати, с ними я познакомился даже раньше, чем с Андрюшей. От Москонцерта с Мироновой и Менакером ездил в Ленинград с их спектаклем. В те годы гастроли таких больших артистов нередко проходили в одном городе и на одной площадке до двадцати дней подряд, и Андрюша во время каникул приезжал к родителям. Но тогда за рамки «привет — пока» наше общение не выходило. Дружба случилась позже, когда стали вместе работать.

Андрюша очень ответственно подходил к любому концертному номеру. Он вырос за кулисами, поэтому прекрасно чувствовал природу особых взаимоотношений артиста и публики. На эстраде ведь нужен совсем иной подход, нежели в театре. Очень немногие драматические артисты умеют работать в таком формате. А вот Андрюша умел.

Был у него секрет, о котором зрители не догадывались, — Миронов никогда не занимался музыкой. В детстве, когда затягивал какую-нибудь песенку, родители, обладавшие великолепным слухом, по очереди говорили сыну: «Не пой, у тебя слуха нет». И так заклевали, что парень жутко стеснялся своего пения. Когда Миронов поступил в Театр сатиры, в котором почти все спектакли были в той или иной степени музыкальными, пришлось серьезно заняться вокалом. С Андрюшей и я по мере возможности, когда стали вместе работать, занимался. Между прочим, вопреки убеждению родителей, музыкальный слух у него имелся. Он мог ритмично и чисто спеть любую джазовую тему на хорошем английском. Джазом Миронов увлекался с детства, имел великолепную коллекцию пластинок, которую начал собирать еще его отец.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
статьи по теме
Как звонить в условиях блокировок WhatsApp, Telegram, Facetime — выход есть
В современном мире мессенджеры стали неотъемлемой частью нашего повседневного общения, как в личной, так и в профессиональной сферах. Однако их доступность часто ставится под угрозу из-за целого ряда факторов, включая государственные блокировки, технические сбои и корпоративные ограничения. Эти проблемы могут нарушить общение, вызывать не только замешательство, но и панику среди пользователей.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая