Кирилл Крок: «У меня нет амбиций быть худруком. Если завтра выяснится, что где-то есть молодой Мейерхольд, я сам к нему поеду»

Любой театр нового человека принимает в штыки. Тебя испытывают на прочность, проверяют, а что ты...
Сергей Маковецкий и Леонид Бичевин
«Лучшие свои роли и спектакли тот же Маковецкий сыграл и, надеюсь, еще сыграет в Театре Вахтангова...» Сергей Маковецкий и Леонид Бичевин в спектакле «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова, премьера в 2013 году
Фото: А. Кудрявцев/пресс-служба театра им. Евгения Вахтангова

Когда мы прошлым летом показывали «Войну и мир» на открытом воздухе в Ясной Поляне, у меня было сильнейшее потрясение. Начался какой-то тропический ливень. Пиджак, который был на мне, в один миг стал мокрым от воды и тяжелым, как кольчуга. Шел спектакль. Артисты потом рассказывали: когда ливень и на тебя светят софиты, ты не видишь ничего, только стену дождя, а обычно видны силуэты публики в зале. Они были уверены, что, когда включится свет, на финальных аплодисментах они увидят пустые трибуны. Но был полный зал людей в дождевиках и с зонтиками. От них шел пар, потому что одежда насквозь промокла. Артисты играли под навесом, но их костюмы из-за огромной влажности тоже стали мокрыми. На следующий день, приехав в Москву, мы развесили их где только можно и притащили все вентиляторы, чтобы их высушить, чтобы они не испортились.

— Есть что-то, что отличает вахтанговцев от тех, кто служит в других театрах?

— Да. Этот театр всегда развивался вопреки. Он должен был закончиться в 1922 году с уходом Вахтангова. Как только умер Евгений Богратионович, Немирович-Данченко писал артистам, его ученикам, примерно так: «Берите «Принцессу Турандот» и возвращайтесь в Московский Художественный театр, и там будем играть. Потому что Вахтангов — наш актер, наш режиссер, а вы вообще Третья студия. И коли Вахтангов умер, а вы Третья студия МХАТ, вы должны влиться в Московский Художественный театр, мы вас для этого и создавали, чтобы вы там поэкспериментировали, что-то сделали и лучшие силы пополнили бы труппу. Такой был уговор с Вахтанговым». Но эти люди отказали Немировичу в страшное время, когда были и Гражданская война, и голод. Они сумели сохранить то, что мы сегодня называем Театром Вахтангова.

А в 1941 году в здание театра попала бомба. Это был единственный театр в Москве, разрушенный во время Великой Отечественной войны. Он уехал в эвакуацию в Омск, потому что ему просто негде было играть. И когда в 1944 году Сталин в Кремле решал, а зачем Театру Вахтангова возвращаться в Москву, — Анастас Микоян на заседании Политбюро сказал: «Иосиф Виссарионович, конечно, вы правы, надо культуру в Сибири поднимать. У нас там сейчас заводы. Но тогда, наверное, и Третьяковскую галерею в Сибири оставим?» И это сработало, театр опять вернулся в Москву, и было отстроено то здание, где мы сейчас с вами находимся. Исторически наш театр всегда идет через преодоление. Старик Ульянов, понимая, что нужно сохранить театр, пригласил сюда иностранного режиссера Туминаса. И вы, наверное, помните кучу статей: кого позвали в русский театр, неужели нет наших соотечественников; зачем тут иностранцы, иноверцы; Вахтанговский театр — это Щукинская школа и так далее. И этот, как его называли, иноверец принес театру успех, всемирную известность, зарубежные гастроли, финансовое благополучие, да просто творческий расцвет коллектива и два новых актерских поколения, которые он взрастил и сформировал. Думаю, что это все очень сильно цементирует коллектив.

— Как вы видите будущее театра?

— Обязательно появится новый творческий лидер. Он должен быть не разрушителем, а созидателем. Не революционером, а эволюционером. Он должен сохранять все лучшее, что было сделано до него. Должен наступить где-то на свои собственные творческие амбиции и пристрастия к художественному стилю и понимать, что Вахтанговский театр — это большой корабль с шестью площадками, и здесь должны идти совершенно разные спектакли, разные сценические художественные подходы нужно принимать, а не говорить: «Я так не вижу, это не стыкуется с моей художественной концепцией, поэтому это все надо закрыть, а всех вас — разогнать!» Он должен бережно сохранять труппу театра, коллекционировать ее, оберегать и укреплять. Самое главное — он должен быть приличным человеком!

1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая