Незадолго до Нового года в театре им. Вахтангова (на Симоновской сцене, зал Амфитеатр) стартовал документальный спектакль «С художника спросится» (режиссер Ася Князева и автор сценической композиции Елена Дунаева). И это подарок для всех влюбленных в театр!
Главный герой – великий Леопольд Антонович Сулержицкий, по прозвищу Сулер, театральный режиссер, художник, учитель и духовный наставник основателя этого театра Евгения Вахтангова. Именно Сулер, уже будучи педагогом, рассмотрел в юном студенте Вахтангове настоящий талант и сделал его звездой. Но он и сам был звездой в конце XIX - начале XX веков, хотя до сего дня дошло не так много материала о нем.
Спектакль «С художника спросится» рождался в течение двух лет. Он полностью документален: тексты, строки из писем, фотографии – всё принадлежит началу XX века, ничего придуманного! В спектакле, помимо других музыкальных вставок, даже звучит вальс, написанный самим Сулержицким для одной из постановок…
Из музейных архивов извлечены ценнейшие материалы, на основе которых возник этот веселый и грустный, очень живой спектакль. Звучат отрывки из писем и воспоминаний как самого Леопольда Антоновича, так и из писем Максима Горького, Антона Чехова, Михаила Чехова, Евгения Вахтангова – со всеми ними Сулер дружил. А что до Станиславского, то Сулержицкий был не только другом, но и соавтором в постановках «Синяя птица» и «Гамлет». Портреты великих тоже появляются в спектакле, когда речь идет о переписке с ними. Узнаёшь, как они друг друга называли, как общались, чем делились и на что обращали внимание...
Жанр, в котором создан этот оригинальный спектакль, в театре назвали «Вахтангов.doc». В документальный материал вплетены отрывки из «Принцессы Турандот» и «Гамлета», рассказы о студии, где Сулержицкий создавал свой театр... Спектакль смотрится на одном дыхании благодаря особенной форме подачи, необыкновенной пластике актеров. По сути задача спектакля выходит за рамки увлекательного рассказа. В ней не только мастерски разыгранные эпизоды жизни и творчества, но и глубокие мысли Сулера о том, зачем вообще нужен театр – и зрителям, и самим актерам. Глубокие рассуждения о том, когда, при каких условиях, среднему актеру удастся стать «художником настоящим», а когда – нет, как ни старайся… Вот как режиссер и педагог рассуждал: «Дарований исключительных очень мало. Но есть симпатичные, приятные способности, из которых могли бы образоваться хорошие актеры… Остается единственный путь, как помочь актеру, работающему над корнями в искусстве, стать художником настоящим, а не демонстрантом собственных качеств… Единственное средство – поднять и расширить собственное миросозерцание, углубить взгляд на жизнь и отношение к ней, развить более широкое отношение к философским, нравственным, общественным вопросам, поработать над интуицией во всех областях человеческого духа и природы… Но КАК это сделать и кто может это сделать?..»
Спектакль адресован всем любящим театр, но особенно – молодому поколению. Не случайно на сцене именно молодые актеры, используя современные театральные приемы, рассказывают эту давнюю, но такую свежую историю жизни. Рассказывают серьезно и с юмором, мастерски разыгрывая сценки и читая письма так, словно они идут из самого сердца. Это Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Елизавета Палкина, Артем Пархоменко, Алексей Петров, Эльдар Трамов.
Идея создания спектакля – Маргарита Литвин. Сценография и костюмы – Максим Обрезков. Музыкальное оформление –Николай Чермошенцев. Художник по свету – Михаил Хвастунов. Помощник режиссёра – Рогнеда Смирнова.
Премьера «С художника спросится» состоялась 17 декабря, и это была особенная, мистическая дата: именно в этот день 105 лет назад Сулержицкого (1872 – 1916) не стало. А теперь театр словно подарил ему новую жизнь.
В следующий раз спектакль пойдет 29 декабря.