Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Премьер Большого театра и ректор Академии Русского Балета имени Вагановой дал эксклюзивное интервью...
Николай Цискаридзе
Балет «Драгоценности», Мариинский театр, 2001 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

— Я не отношусь к той категории творческих людей, которые в своих интервью на телевизионные камеры «скромно» и кокетливо заявляют, мол, для них награда не главное. Как это не главное? Вранье. Тебе эту награду не подарили, не выдали по разнарядке, ты ее заслужил своими потом и кровью. Потому я горжусь и своими званиями, и орденами, и, конечно, Государственными премиями. Помню, мы шли в Кремль с Роланом Пети и Илзе Лиепой, чтобы получить госпремию за балет «Пиковая дама», который Ролан блистательно поставил в Большом театре. Пети — всемирно признанный балетный гений, весь светился от гордости. Никому, кроме Пети, из зарубежных балетмейстеров госпремию ни до него, ни после никогда не присуждали. Я ему тогда сказал: «Видите, Ролан, когда ваш Наполеон вошел в Москву, тут все горело, а вы входите в Кремль в лучах солнца и вас ждет сам президент!»

— Вы очень интересно рассказываете о своих встречах с великими модельерами Вивьен Вествуд и Юбером де Живанши, как это случилось?

— Моя встреча с Вествуд была в каком-то смысле трагикомична. Во время гастролей в Лондоне в 1995 году меня и нескольких солистов ГАБТа пригласили участвовать в модном показе. Я ни о какой Вествуд даже не слышал. Перед показом меня попросили зайти, померить одежду, висевшую на вешалках. И когда я в эти умопомрачительные наряды облачился, включая обувь на каблуке сантиметров в двенадцать, одевальщицы переполошились. Прибежала откуда-то дама: рыжая, немолодая, но очень энергичная. Все охала и ахала. Потом вечером, на приеме после показа меня с Вивьен познакомили. Она тут же выдала: «Молодой человек! Зачем вам ваш балет? С вашей внешностью, вашими пропорциями вы могли бы на подиуме зарабатывать миллионы!» Я послушал ее и подумал про себя — ненормальная! Какой подиум? У меня Большой театр с его колоннами, репертуар и комната в коммунальной квартире! Как я могу все это бросить?! Я даже не догадался у Вествуд телефон попросить, так, на всякий случай.

А с Живанши я познакомился, когда Владимир Викторович Васильев пригласил Юбера сделать костюмы для его редакции «Жизели» в Большом театре. Живанши, побывав на репетициях, выбрал меня среди других исполнителей партии Альберта, вызвал в мастерские и собственноручно снял с меня мерки для костюма. Однажды я спросил его про Одри Хепберн, знал, что они очень дружили. Юбер сказал, что она обожала балет и, если бы была жива, обязательно бы прилетела в Москву на премьеру. А потом добавил: «И вы стали бы ее кумиром». Да, так и сказал. Костюмы, сшитые для меня по эскизам Живанши, — это настоящие произведения искусства. Один их них я передал в коллекцию Петербургского театрального музея. Такие вещи не должны храниться в домашних шкафах.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая