Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Премьер Большого театра и ректор Академии Русского Балета имени Вагановой дал эксклюзивное интервью...
Николай Цискаридзе с Роланом Пети
С Роланом Пети, ГАБТ, 2001 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

— Да, судьба подарила мне это счастье. Две гениальные балерины, педагоги Божьей милостью, очень разные по характеру, мощные личности.

Семенова — яркая, громкая, острая на язык, все умела. И не только в теат—ре. Знала, как приготовить котлеты, стол накрыть, любила и умела принимать широко гостей. Ей русский балет многим обязан. Когда я стал ректором Академии Русского балета имени Вагановой, нашел в архиве уникальные документы, как Ленин собирался закрыть все балетные театры в Республике Советов, то есть уничтожить балет как вид искусства. Но небо, видимо, было против. Из-за болезни вождя бумаги остались не подписанными. Обнаружив их, довели вопрос до сведения Анатолия Васильевича Луначарского, тогда наркома просвещения. А он любил балет и дружил с Агриппиной Яковлевной Вагановой, которая в то время возглавляла школу в Петрограде. Они разработали настоящий стратегический план по спасению русского балета. Комиссию из московских комиссаров привезли в Питер, на выпускной концерт школы, в котором блистала юная, 16-летняя Марина Семенова — первая и самая любимая ученица Вагановой. Ее танец, жизнеутверждающий, словно излучавший энергию и свет, произвел на комиссию неизгладимое впечатление. Он стал одним из важных аргументов при принятии закона о сохранении балета, мало того, появился указ об учреждении хореографических государственных школ по всей стране. Вот что сделала Семенова.

Николай Цискаридзе с Юрием Григоровичем
С Юрием Григоровичем, 1993 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

Уланова была полной противоположностью Марине Тимофеевне. На людях очень сдержанная, молчаливая, по-человечески закрытая. В быту абсолютно ни к чему не приспособленная, по-моему, даже мысль о том, чтобы сварить кашу, была для нее мучительна. В общении Галина Сергеевна была крайне избирательна. Умела так сказать «нет», что мурашки по спине бежали.

Для нее в момент репетиции самым важным оказывалась психология персонажа, то, что в драме называется «нутро». Она сначала с моей душой работала, а потом уже приходил черед движения. У нас с Улановой часто репетиции даже по телефону продолжались! Что-то немыслимое для балета, но так действительно было. Мы обсуждали не только что танцевать, с каким настроением, но и какие-то нюансы, которые на самом деле потом оказывались «ключом» к роли, а иногда и ко всему спектаклю. Помню, мы заговорили с ней о «Шопениане», тогда «дежурном» спектакле в ГАБТе. Если по какой-то причине дырка в репертуаре образовывалась, ее «Шопенианой» и затыкали. Ни о стиле балета Михаила Фокина, ни о музыкальности, слаженности ансамбля речи вообще не шло. Галина Сергеевна же считала, что это очень сложный балет, хоть и нет в нем никаких трюков, до которых так падка современная публика. В нем все должно быть невесомым, светлым и... радостным! У нас же «Шопениана» всегда танцевалась, как II акт «Жизели», с душами умерших, только музыка их и различала. А Уланова мне говорила: «Коля! Здесь нет никакой трагедии! Фокин сочинил балет о Счастье! Понимаете, о Счастье!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая