— Вы были уже звездой Большого театра, танцевали ведущие партии, но оставались артистом кордебалета самой низкой категории. Почему?
— Да, я гордо носил имя артиста 2-го кордебалета, исполняя партии Щелкунчика, Меркуцио, Конферансье... Шучу, хотя порой я находился в отчаянном положении. На лечение мамы требовались средства. Мы продолжали платить за свою комнату в 14 метров в коммунальной квартире рядом с МАХУ. Маме удалось снять ее еще во время моей учебы, а потом, продав остатки семейного серебра и библиотеки, прописать меня в ней. В общем, ни кола ни двора. Я то и дело брал деньги в театральной кассе взаимопомощи. Перехватывал до зарплаты, потом отдавал.
К тому же время моего восхождения по карьерной лестнице совпало с моментом травли Григоровича и его ухода из Большого. Тут на моих глазах гения изгоняли, а я пойду просить о повышении? Как это возможно? Воспитанный няней и мамой, я был уверен, что, если я буду трудиться, меня обязательно заметят и отметят, как говорится. Но тут я сильно ошибался. Прежде всего полагалось ладить с руководством, заглядывать ему в рот, идти на компромиссы с совестью. Я не считал такое возможным, вот и сидел в своем 2-м кордебалете. Пока Семенова случайно не узнала о моем мизерном заработке. Она договорилась с Улановой, это был редкий случай, когда две мои «орлицы» объединились и пошли «делать» меня премьером к новому директору ГАБТа Владимиру Викторовичу Васильеву. Так я перепрыгнул из низшей лиги в высшую.
— Принц в «Щелкунчике» — ваша визитная карточка для многих зрителей до сих пор. Расскажите о ней.
— Этот спектакль впервые я станцевал 13 января 1995 года. Эту роль дать мне приказал Григорович. Я жутко волновался, ведь предстояло танцевать спектакль так, как балет был поставлен, не меняя, не облегчая ни одного движения. Я в «Щелкунчик» Грига с детства был влюблен. Увидев его в 10 лет, громко заявил, что буду тем «дядей в красном». Самое удивительное, что через 9 лет я и правда станцевал его в ГАБТе. Моей партнершей стала Наташа Архипова, с которой я этот балет впервые увидел. Так складывалась моя творческая жизнь, что я танцевал «Щелкунчика» по всему миру. Второго января 2013 года я исполнил его на сцене Большого театра последний, 101-й раз. Недавно в ГАБТе отмечали дату — 500-й спектакль «Щелкунчика» Григоровича. Там интервью давали все кому не лень, моя фамилия не была даже озвучена. Но история упрямая штука, куда ни денься, из 500 спектаклей 101 «Щелкунчик» был моим!
— В 23 года вы получили звание «заслуженный артист», в 27 лет стали народным артистом России, дважды получили Государственную премию РФ. Вы награждены многими российскими и иностранными орденами. Какая награда для вас является самой ценной?