Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Премьер Большого театра и ректор Академии Русского Балета имени Вагановой дал эксклюзивное интервью...
Николай Цискаридзе с Мариной Семеновой
На уроке с Мариной Семеновой, ГАБТ, 1998 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

Я счастлив, что Юрий Николаевич взял меня в театр, написав фамилию «Цискаридзе» в списке принятых выпускников под № 1. Его заместитель не собирался брать меня в театр. А Григорович взял! Я счастлив, что танцевал многие из его балетов, общался с ним и до сих пор перезваниваюсь. Людей такого масштаба в профессии сейчас просто нет.

— После смерти вашей мамы Григорович сказал: «Цискаридзе нужно давать спектакли, иначе мы его потеряем». Что он имел в виду?

— В то время рухнул железный занавес. Многие артисты подались за границу, считая, что там их ждет райская жизнь, большие деньги и слава. Но реальность оказалась абсолютно противоположной. Кому-то удалось устроиться, но ни один человек не смог построить себе достойной карьеры. Ни один! Был такой танцовщик в ГАБТе, которого Григорович очень высоко ценил — Ирек Мухамедов. Мощный, атлетичный, он очень интересно танцевал Спартака, Грозного, вел большой репертуар. Сбежал в Лондон в труппу Английского королевского балета... И что? И ничего, через несколько сезонов его карьера закончилась. А ведь он был очень интересным танцовщиком.

Со смертью мамы я оказался свободен в смысле того, что мог ехать куда угодно, якоря не стало. У меня было немало приглашений от зарубежных импресарио. Но ничто и никто не могло мне заменить Большого театра, его уникальной сцены и блестевшего золотом зрительного зала, моих педагогов. Нет, сказал я себе, не мое!

Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе в роли Квазимодо. Балет «Собор Парижской Богоматери», ГАБТ, 2003 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

— В Лондоне на ваших первых в составе ГАБТа гастролях обозреватель Financial Times Клемент Крисп назвал вас звездой мирового балета. Вы ощущали этот успех?

— Мне только исполнилось 19 лет. Мы выступали в Альберт-холле. Девятого декабря 1993 года я дебютировал в партии Конферансье в «Золотом веке», на спектакле присутствовала сестра Елизаветы II, принцесса Маргарет. Тринадцатого января — в Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Григоровича. Когда я вышел кланяться после «Ромео», раздался дикий грохот вперемешку с громом аплодисментов. Грохот издавали сиденья кресел, они откидные были, когда зритель вставал. Весь зрительный зал стоял и мне аплодировал. За кулисами ко мне бросился с поздравлениями Григорович, подошла, чтобы познакомиться Уланова, а Семенова позвала к себе в класс. Как говорится, все звезды сошлись! О том, что в Financial Times ведущий критик Англии Клемент Крисп написал обо мне как о новой мировой звезде, я узнал... через лет шесть! Я этой статьи, так же как и всех других, в глаза не видел, и о своем успехе не подозревал. Мне о том никто и словом не обмолвился. Да... в театре чужой успех многим не дает спокойно спать. Тем более успех какого-то мальчика!

— Вашими педагогами в Большом театре стали великие балерины — Марина Тимофеевна Семенова и Галина Сергеевна Уланова, как вам с ними работалось?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая