Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Премьер Большого театра и ректор Академии Русского Балета имени Вагановой дал эксклюзивное интервью...
Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе, 1991 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

Петр Антонович был человеком очень сложным по характеру, мог обидеть, унизить и даже поиздеваться. Первое время он даже не утруждал себя запоминанием моей фамилии. Я был всем, чем угодно на «ц», а потом и вовсе проходил под именем Цыцы-дрицы. Но были в Пестове качества, за которые мы, ученики, все ему прощали. Он был блестящим педагогом, для которого, кроме его дела, ничего в жизни больше не существовало. Позднее, уже став артистом Большого театра, я понял, как много своих сил, знаний он в нас вложил, как радовался нашим успехам и горько переживал наши неудачи. К концу моего первого учебного года в МАХУ его отношение ко мне изменилось. Он видел мой потенциал, мое старание, истинную любовь к танцу, театру. Его удивляло и радовало, что я много читаю, что Феллини и Антониони для меня не наименование сортов итальянских колбас, а имена великих режиссеров. Еще мы с Петром Антоновичем сошлись на любви к опере. Он часто приносил на урок старую «мыльницу» — магнитофон, из которого лилась музыка Пуччини, Вагнера, Верди... И еще мы с ним оба преклонялись перед гением Марии Каллас. По-моему, достаточно причин для налаживания отношений. Я всегда приглашал Пестова на свои спектакли в ГАБТе, его похвалы, на которые он не был особенно щедр, я запомнил на всю жизнь.

— Как был в Москве устроен ваш с мамой быт?

— Для иногородних детей в МАХУ есть интернат, он находится в том же здании, на третьем этаже. Теоретически, я мог бы жить там. Но мама наотрез отказалась: «Мой сын жить в интернате не будет!» Она решила перебраться в Москву, чтобы быть рядом со мной. Оставила в Тбилиси мужа, друзей, работу — в общем, всю свою замечательную, налаженную жизнь. Подложила всю себя под мои ноги. Это, конечно, подвиг...

Николай Цискаридзе
Репетиция балета «Ромео и Джульетта», ГАБТ, 1992 год
Фото: из книги Николая Цискаридзе «Мой театр», издательство АСТ

— В детстве вашим самым родным человеком была няня — Баба. Она, судя по всему, мудрой была. Однажды сказала: «Никому не помогай и не верь людям». Получается следовать такому совету?

— Няня для меня очень важный человек. Она растила меня как своего самого любимого ребенка, с ней связаны самые лучшие воспоминания детства. Она была моей личной Ариной Родионовной. Я долгое время даже не подозревал, что она мне не родная. Баба открыла для меня, пятилетнего, мир книги. Читала Пушкина, Лермонтова или Шекспира, когда я ел, когда засыпал. Мы вместе с ней рыдали, когда такой хорошей Марии Стюарт отрубили голову. Как же я мучил Бабу, возвращаясь домой из театра! Под впечатлением от «Аиды» или «Травиаты» включал на всю громкость проигрыватель или разыгрывал свои спектакли с игрушечными слонами и лошадьми. Няня даже на минуту не могла отлучиться с просмотра моего «шедевра». Иногда, замученная моим творчеством, она вкрадчиво, чтобы меня не обидеть, спрашивала: «Никочка! Можно я пойду? У меня сейчас на кухне суп выкипит». Но я был непреклонен — зритель не мог покинуть свое место до самого финала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Станете королевой корпоратива: в чем отметить Новый год 2026 на работе
В Новый год каждая женщина хочет почувствовать себя звездой, и правильное платье может помочь в этом. Подходящий наряд может стать ключевым элементом образа, радовать глаз и прибавлять уверенность. Стилист Алена Носкова рассказала, каким платьям следует отдать предпочтение на корпоративе.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая