Вокзал для двоих

На одном из поэтических вечеров Игорь Северянин продекламировал: «И, пожалуйста, в соус положите...
Нина Белова
|
01 Апреля 2021
Игорь Северянин
Одним из завсегдатаев привокзального ресторана был поэт Игорь Северянин
Фото: Vostock photo

Одноэтажный вокзальчик в Петербурге перестал справляться с потоком пассажиров, и в 1852 году его заменили двухэтажным каменным, построенным Константином Тоном. Пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь провинциального городка из повестей Гоголя».

Через полвека устарела и эта постройка. В начале ХХ столетия возвели современный Царскосельский вокзал по проекту Станислава Бржозовского. Тогда же началась и новая жизнь Царскосельской ветки — на волне железнодорожного бума ее приобрела Московско-Виндаво-Рыбинская дорога и из «увеселительной» дачной чугунки превратила в полноценную магистраль для пассажирских и грузовых перевозок, продлив до Витебска (свое современное название — Витебский — вокзал получил в 1935-м).

Первого августа 1904 года железнодорожный терминал был торжественно освящен. Тем же вечером в 17 часов 15 минут отсюда впервые отправился поезд по маршруту Петербург — Витебск и пригородный на Вырицу.

Новый вокзал получился грандиозным. Удивление вызывали необычная архитектура — огромный купол крыши, башня с часами и арки дебаркадера, а также технические новинки. Для своего времени он стал чудом инженерной мысли: повсеместное электрическое освещение, лифты для пассажиров, транспортеры и так называемая багажная подъемная машина, которая доставляла чемоданы и саквояжи прямо к вагону. Из европейского опыта позаимствовали эффективное распределение пассажиропотоков: дачники имели собственную галерею и не пересекались с теми, кто отправлялся в Псков, Смоленск, Витебск, Таллин, Ригу.

Главной фишкой нового терминала стало уникальное расположение рельсового полотна и перронов на уровне второго этажа. Для того чтобы железная дорога не стала помехой для городского транспорта и пешеходов, развязку путей и набережных Обводного канала соорудили на разных уровнях. Насыпь, на которую укладывали рельсы, пришлось поднять почти на пять метров. Для удобства пассажиров над путями и платформами возвели громадный дебаркадер — навес из стекла и легких металлических конструкций, детали которых соединены заклепками причудливой формы в виде цветков розы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог