Получилось так, что именно Настя привела на пробы Федю Дунаевского, они вместе учились. Дочь притащила в школу сценарий (она приносила туда все, с которыми я работал), ребята прочитали и сказали: «Это же наш Дунаевский!» И сам Федя так же заключил: «Герой — точно я! Сыграю!»
Когда Настя рассказала о реакции одноклассников, я устроил парню встречу с Кареном. Она прошла за закрытыми дверьми, поэтому я не сразу понял, почему через пятнадцать минут выскочил Федька, а за ним разъяренный Шахназаров. Набросился на меня: «Ты кого привел?!»
Выяснилось, что этот сопляк с порога заявил: «Сценарий ни на что не годится — молодежь так не говорит, родители себя так не ведут и вообще все следует переписать!» А Карен, на минуточку, — автор повести.
Конечно, такой наглости Шахназаров стерпеть не мог. Но отдаю ему должное как режиссеру: самолюбие усмирил и вызвал Федьку на пробы. Ведь у героя Ивана такой же разрушительный характер, как у самого Дунаевского.
На пробах попросили подыграть мою Настю, чтобы Феде было проще. Меня в тот день не было. То, что ребята хорошо сыграли в паре и их, наверное, утвердят, узнал от второго режиссера. Хотя я обрадовался не столько тому, что дочь понравилась, а что вообще начнем снимать. Карен ведь до этого прямым текстом говорил: «Если героя не найдем, фильма не будет».
Но тут картину посмотрел худсовет и посоветовал актера заменить! Девочка еще ладно, ничего... Чиновники возмущались: «Да вы что?! Нужен молодой Михалков или Петр Алейников — обаятельный, улыбчивый. А это кто?!»
Съемочная группа помалкивала, ждала режиссерского решения. Шахназаров еще раз посмотрел отснятый материал и решил: нет, с Федей попал в точку. Нашелся бы новый Михалков — получилось бы другое кино.
— Не дали Федору возможности поправить сценарий, а может, он лучше знал, чем и как живет молодежь.
— Вряд ли Карен на это пошел бы. Сценарий замечательный, а Шахназаров не из тех, кто позволяет отсебятину. Всегда говорит актерам: «Учите текст, чтобы стал вашим. Тогда не придется играть».
Вообще, он предельно точно подбирает актеров. Например на роль Коли Базина в «Курьере» вместе с пятью другими хулиганами, которых предоставила на съемки детская комната милиции, пробовался Володя Смирнов. Так вот, парень сыграл хуже всех: текст не мог запомнить, заикался. Карен посмотрел видео, утвердил Вову и не ошибся. Базин — запутавшийся подросток без царя в голове. Смирнов точно попал в типаж: жизнь он прожил безалаберно и, кажется, лет в тридцать разбился на машине.