Мне, например, вспоминается его история о том, как они с мамой выступали в хабаровской тюрьме. Но заключенные представления не оценили — освистали, а потом в отчаянии (видимо, душа настроилась на праздник) принялись орать маме: «Хоть ты, сука, спой что-нибудь!» Как же вкусно, в лицах папа рассказывал и показывал!
Следом за пантомимой папа вместе с Абрамом Исааковичем Рубиным поставил спектакль «Остап Бендер на эстраде» по «Золотому теленку». Арчил один играл всех персонажей! И Остапа, и Корейко, и Шуру Балаганова, и Зосю. Человек-оркестр! Луи де Фюнес отдыхает. С ним выступали четыре девочки-танцовщицы. Через год или два одна из них вышла замуж и покинула коллектив. На ее место отец взял другую — Таню из минской балетной школы. Она стала его второй женой и мамой дочерей — Нины и Кати. Но об этом позже.
— А как в жизни Арчила Михайловича появился Леонид Гайдай?
— Летом 1970 года папа гастролировал со своим спектаклем «Остап Бендер на эстраде» в Ялте. Туда же приехал Гайдай — снимать «12 стульев». Существует миф, который мне очень не нравится: будто бы на роль Бендера режиссер, отсмотрев около двухсот актеров, утвердил Владимира Высоцкого, а на роль Кисы — Ростислава Плятта. Начали якобы снимать, но бард ушел в запой, Гайдай рассердился и заменил его на Гомиашвили. Чушь, такого не было. Плятт был гениальнейшим актером, но он никогда не играл у Гайдая. Как и Высоцкий. Был утвержден Александр Белявский! И даже почти сняли первую серию. Но у киношников есть такое понятие — «переиграть». Так вот, Сергей Филиппов вчистую переиграл Белявского — Бендер на фоне Кисы выглядел чуть ли не артистом второго плана. Что недопустимо в фильме, где быть паровозом, то есть лидировать должен все-таки Остап.
Директор гайдаевской картины, как потом рассказывал отец, случайно увидел афишу спектакля «Остап Бендер на эстраде» и пришел на представление, а на следующий день привел Гайдая. Тот, посмотрев спектакль Гомиашвили, приостановил свои съемки, вернулся в Москву и отправился на «Мосфильм» — «пробивать» Арчила на главную роль. Руководство киностудии возражало: как можно допустить, чтобы Бендера сыграл грузин? В ответ кто-то процитировал Ильфа и Петрова: в первоисточнике Остап — сын турецкоподданного, и если так, то почему его мама не могла быть грузинкой? И вопрос был решен: Белявского заменили на Гомиашвили. Кстати, помните сцену на Военно-Грузинской дороге, где мальчишки бегут и кричат: «Деньги давай, деньги!»? В большой белой папахе — я девятилетний. Позже в разговорах с отцом мы шутили: как ребенком я начал клянчить у папы — Остапа деньги, так до сих пор кричу «Деньги давай, деньги!» Отец хорошо зарабатывал, ни первая его семья, ни вторая ни в чем не нуждались.