С Чапаевым, Борисом Бабочкиным, они практически не общались. Не было между ними дружбы. Хотя им в шестидесятые и семидесятые приходилось вместе ездить на эстрадные представления «Праздники труда и искусства». На стадионе на движущихся автомобилях актеры разыгрывали сценки на тему важных событий: революции, Гражданской войны, покорения космоса, освоения целины. В конце выезжала тачанка с Чапаевым и его верным ординарцем Петькой, и тут переполненные трибуны начинали реветь от восторга.
Дедушка был народным артистом не на бумаге, а в сознании людей. Ему не давали проходу на улице. Однажды в цирке ведущий объявил, что в зале присутствует легендарный Петька, все вскочили и аплодировали стоя.
Но больше подобных ролей у него не было. Снимался в основном в эпизодах — «Чужая родня», «Хозяин тайги», зрители порой даже не узнавали своего любимого актера. В картине «Ко мне, Мухтар!» Никулин сыграл положительного милиционера, а дедушка — отрицательного. Мне кажется, его не приглашали на главные роли из-за вздорного характера. Он мог спорить, доказывать режиссеру, что так кино снимать нельзя. Ну кто такое стерпит?
Лидия Смирнова играла с дедушкой в фильме «Новый дом» и написала о нем нелестные слова: «Кмит — это тот самый знаменитый Петька из «Чапаева» — перестал быть популярным, его почти не снимали. Он исправил свой курносый нос, потерял свою характерность и потому стал неинтересен. Он сделал глупость. Все время странно, по-дурацки острил, был невероятно капризен, взбалмошен. Один раз так бил дочку, что мы побежали ее спасать. Он сказал: «Уйдите отсюда, дочка моя, что хочу, то и делаю».
Но все было не совсем так. Да, в 1939 году дедушка действительно сделал пластическую операцию. Нос стал почти аристократическим, с горбинкой. Но ему пришлось на это пойти. Во время футбольного матча дед стоял на воротах, ему влепили мячом по носу и сломали его.
А что касается дочки... Бил — не бил? Мою маму он безумно любил. Растил ее в одиночку.
В той самой коробке хранятся метрика и фотография маминой мамы, где она позирует в мужском смокинге а-ля Марлен Дитрих. Юная Шурочка Емельяненко отбивала чечетку на арене цирка и играла на саксофоне, при этом была босиком. Дед в нее влюбился с первого взгляда. Когда она родила дочку, ей исполнилось шестнадцать. Очень скоро они с дедушкой разошлись. Баба Шура увлеклась режиссером цирка Леонидом Маслюковым и оставив дедушке крошечную Инну, уехала за любимым в родную Одессу. Бабушка поступила правильно — выбрала большое чувство, режиссера и цирк. А дед был доволен, что у него осталась дочка.