А вот у жены деда, Марии Андреевны, отношения с мамой не сложились. Родную бабушку Елену я не застала: она рано умерла, меня назвали в ее честь. Папина мачеха была совсем простой женщиной из глубинки, работала на овощной базе. Когда в семье появилась молоденькая сноха, пыталась ее воспитывать, прижать к ногтю. Мария Андреевна несла себя как мать известного артиста, а тут в доме появилась еще одна хозяйка. Безобразие! Дедушка с Марией Андреевной жили патриархальным укладом, достаточно замкнуто, не терпели, когда в доме полно народа. А моя мама любила и умела принимать гостей. Она прекрасно пела, аккомпанируя себе на гитаре, была хлебосольной и радушной хозяйкой и старалась вникать в заботы друзей. Сегодня понимаю, что именно неравнодушие к ближнему, душевное участие привело ее через годы к духовному поиску.
Как-то папа, вернувшись домой, застал маму сильно расстроенной. У нее был день рождения, хотелось праздника с тортиком и свечками. Но Мария Андреевна постановила: «Глупости! Мы — рабочая семья, нам не до гульбы. Захотим есть — сядем и покушаем». Отец схватил маму в охапку и увез праздновать к своему другу детства.
Родители развелись, когда я должна была идти в школу. О причинах не спрашивала — не так воспитывали, чтобы приставать к взрослым. Но спустя годы пыталась анализировать. Возможно, свою роль сыграл свободолюбивый дух шестидесятых годов: казалось, что уже назавтра тебя ожидает новая жизнь, куда счастливее прежней. Шлюзы, открывшиеся в самых разных областях, от политики до искусства, не могли не коснуться и традиционных представлений о семье и браке. Неслучайно в те годы было так много разводов. Сказалось и влияние подруг, которые сетовали на то, что папа — совсем не пробивной. Дескать, красавица-мама достойна лучшей партии. Дитя военных лет, отец был непривередлив, обходился малым. Он искренне считал: есть крыша над головой — и слава богу, отыщется в холодильнике что кинуть в рот — и замечательно. Долгие годы его любимым кушаньем оставались котлеты за девять копеек: нажарит целую горку и наворачивает с макаронами. Он искренне не понимал, зачем нужна отдельная квартира, и не особо был озабочен конфликтами мамы с Марией Андреевной.