Мы не должны были утверждать у Аксенова актеров, но нередко с ним это обсуждали. Юрия Соломина на роль главного героя профессора Градова он принял безоговорочно. Да и у нас не было сомнений, пробы не потребовались. А ППЖ маршала Градова Тасю и его сына Бориса Аксенов впервые увидел прямо на съемочной площадке. Познакомился с ними и сел к плейбэку. Актеры сыграли пару дублей. Василий Павлович был счастлив: «Именно такими я их и видел, когда писал!»
Когда-то мы сняли фильм об Александре Блоке к его столетнему юбилею. Роль Зинаиды Гиппиус в нем прекрасно сыграла Елена Соловей. Потом она уехала в США, мы не виделись много лет, и вот начинается «Сага»...
Нам приходит в голову, что давно пропавшая с наших экранов талантливая и любимая зрителями актриса могла бы вернуться в роли Мэри Градовой. Не будем рассказывать о непростом и небыстром процессе вызова Лены на пробы в Москву — обе стороны сделали много, чтобы это сложилось — и вот Соловей здесь. И становится ясно, что она продолжает жить в образе «рабы любви». То же нездешнее очарование, романтичность, женственная капризность, а героиня у нас другая. И впереди у нее несломленная твердость, немереные силы, способные удержать на плечах все беды и испытания, выпавшие на долю градовского клана. Для того чтобы Мэри сыграла Соловей, надо было бы написать другую роль. А между тем специально для Инны Чуриковой, с которой мы уже тогда крепко дружили и которую считали великой актрисой, была придумана и написана роль, которой нет в романе. Она должна была играть женщину-ученого, нечто вроде Марии Склодовской-Кюри, близкой подруги профессора Градова — в романе этот персонаж мужчина, ученый физик Пулково.
В нашей киноверсии он должен был стать женщиной, смолоду влюбленной в Градова, отказавшейся от личной жизни и посвятившей себя науке и градовской семье — Инне эта роль очень нравилась. Уже были придуманы детали образа, внешний облик, костюм. И вдруг... Вдруг мы предлагаем:
— А что, если вы сыграете Мэри Вахтанговну?
— Я?! — ошеломленно спрашивает Инна. — Почему я?!
— Потому что вы можете все.
— Но это всех удивит: Чурикова взялась за роль грузинки.
— Не грузинки, а полугрузинки.
— Неважно, пусть полу. Но должен быть какой-то аргумент, какая-то сцена, про которую смогут сказать: «Да, это должна была сыграть Чурикова».
Так были написаны три сцены, которых также нет в романе. Инна их прочла и согласилась. А роль Пулково снова стала мужской, и ее сыграл Андрей Смирнов.
Многолетняя работа в кино привела нас к выводу: чем крупнее актер, чем значительнее его личность, тем легче с ним работать. Увенчанные славой и регалиями, получившие все мыслимые награды и звания, обожаемые зрителем, в лицо узнаваемые толпой, они сохраняют внутреннее достоинство, которое не позволяет дурно вести себя не только с режиссером и партнерами, но и с любым членом съемочной группы. Они понимают, как хрупка жизнь и как изменчива слава.