Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

«Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее теперь пытаются представить в...
Павел Соседов
|
02 Октября 2023
Фаина Раневская и Алла Севастьянова
Фаина Раневская и Алла Севастьянова в спектакле «Сомов и другие» Театра имени Моссовета, 1954 год
Фото: архив музея театра им. Моссовета

— Фуфочка, откуда у вас тут Высоцкий?

Она объяснила:

— Мальчик приходил ко мне обедать. Пришел в три часа дня, а ушел в три часа ночи.

И я подумала, что действительно талантливый человек воспринимает чужой талант по другим законам. Им было о чем поговорить!

Если говорить о Театре Моссовета, в котором много лет проработали и Раневская, и Орлова, не могу не вспомнить историю спектакля «Странная миссис Сэвидж». Эту роль поочередно сыграли три примы театра: Раневская, Орлова и Марецкая. И для каждой из них роль Сэвидж была очень дорога. А история была такая. Первой исполнительницей этой роли была Раневская. А Орлова в те годы осталась в театре фактически без работы и очень от этого страдала. Правда Любови Петровне звонили из дирекции театра и предлагали ввестись на роль миссис Сэвидж, но деликатная Орлова ответила, что согласится играть, только если ей это предложит сама Раневская. И вот в Любин день рождения раздался звонок. Фаина сообщила, что хочет передать подруге свою роль в спектакле. Орлова искренне ответила, что это замечательный подарок. Раневской уже физически было нелегко играть миссис Сэвидж — здоровьем Фаина никогда не блистала. Орлова ввелась в спектакль, и я считаю, что это лучшая Любина театральная работа. Она с большим успехом играла эту роль. Но в итоге театр обошелся с ней по-хамски. Пришло время, и спектакль решило снять телевидение. Но увековечить себя в телеверсии пожелала Вера Марецкая. В театре за глаза ее называли «хозяйкой». Как бывшая жена Завадского (худрука Театра Моссовета. — Прим. ред.), она имела на него огромное влияние. И не поставив в известность Любовь Петровну, в театре подготовили ввод Марецкой, и та сыграла в телевизионной версии. После этого случая Орлова на сцену в роли миссис Сэвидж больше не вышла. Не смогла простить эту историю ни театру, ни коллеге — с Верой Петровной никогда больше не общалась. Однако смотреть спектакль с Марецкой Люба пошла и взяла меня с собой. А по завершении обронила лишь одну фразу: «Это не миссис Сэвидж, это ее домработница...» Похожая история случилась и у Раневской с Марецкой: перед гастролями во Францию, куда в годы железного занавеса мечтал поехать каждый, на роль Москалевой, которую в спектакле «Дядюшкин сон» играла Фаина Георгиевна, экстренно ввели Веру Петровну. На гастроли поехала Марецкая...

Кроме Ирины Сергеевны Анисимовой-Вульф и Веры Петровны Марецкой, женой Завадского была и Галина Сергеевна Уланова. Я уже не говорю о его романах с актрисами театра! В Завадского влюблялись все, так как он был аристократичным, очень элегантным, талантливым и интеллектуальным человеком. Я и сама была им очарована. Однажды у меня состоялось с ним очень интересное интервью, которое я делала для «Советской культуры». Проходило интервью так: мы разговаривали, но нашу беседу постоянно прерывал звонок телефона. Юрий Александрович снимал трубку, и я слышала: «Да, дорогая! Да, дорогая! Да!» Закончив разговор, он комментировал: «Потрясающая женщина Галина Сергеевна! Это просто счастье — видеть ее!» Через небольшое время снова звонок: «Да, дорогая! Да! Разумеется!» — и повернувшись ко мне: «Изумительная женщина Ирина Сергеевна!» Следующий звонок: «Да, дорогая! Да, мой ангел! Конечно!» И мне: «Это счастье, что судьба подарила мне встречу с Верой Петровной!» И так продолжалось бесконечно!

Справедливости ради хочу заметить, что не только Раневская страдала от того, что была мало востребована в театре, но и Завадский достаточно пострадал от ее характера и прозвищ: «вытянутый в длину лилипут», «пи-пи в трамвае — все что он сделал в искусстве», «Завадскому дают награды не по способностям, а по потребностям» и так далее. А вообще, Фаину очень сложно было «задушить» — тем более интеллигентному, деликатному и мягкому Юрию Александровичу. Просто Раневская была острохарактерной актрисой. А в мировой драматургии не так уж много подходящих ролей в комедиях для возрастной актрисы. Поэтому, когда говорят, что Раневская сыграла меньше, чем могла бы, мне это кажется субъективным. Все люди в жизни «сыграли» меньше, чем хотели и могли — что уж говорить про актеров! Удовлетворенных в этой профессии не бывает...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог