Ценообразование в искусстве — вещь парадоксальная и порой не имеющая рационального объяснения. Чтобы стать интересным для потенциального покупателя, нужно чувствовать свою нишу и то, что ты ее занимаешь обоснованно. У покупателей есть азарт — сбить цену. Не потому что денег жалко — человек так проверяет тебя на вшивость. Если художник ведется и уступает, потом поднять цену очень сложно. Китайцы, кстати, любят торговаться. Ты объявляешь цену, а они сразу предлагают в два раза меньше. Как не остаться без еды, потому что ты слишком задрал цену, и при этом не продешевить, определяешь со временем и с опытом.
К факторам, влияющим на цену, относится и репутация. Если ты выставлялся в знаковых местах, будь то «Манеж» или галерея Зураба Церетели, это определяет статус. А если Академия художеств присваивает тебе определенное звание... Китайцы вот сразу спрашивают: «Вы академик? Вы профессор? А вы заслуженный? А вы народный?» Коллекционеры любят перечислять регалии. А если уж твои произведения попадают к сильным мира сего... Президенту несколько раз дарили мои картины на день рождения. В прошлом году президент подарил мою картину премьер-министру Индии Нарендре Моди. Я спросил у организаторов форума:
— Почему мою?
— Мы провели исследование, искали наиболее популярного и востребованного художника. Выяснили, что Стинг имеет в своей коллекции вашу картину.
Я обожаю Стинга, но ему ничего не предлагал, и как картина попала к музыканту — не знаю. У Элтона Джона есть моя картина, но я ему тоже ничего не продавал.
Есть еще крайне важный фактор. В Москве принято дарить оригинальные подарки, и если это небожители (бизнесмены или политики), понятно: они люди состоятельные. Что подарит человеку, у которого все есть, тот, у которого все тоже есть? Удивить чем-то невозможно.