— Как же тогда возникла идея создания своей школы?
— Это не идея фикс, а стечение обстоятельств. На выставке в «Эрарте» в 2016 году я провел несколько мастер-классов, и, на мое удивление, собиралось на них человек по триста. После люди подходили знакомиться, интересовались, можно ли взять частные уроки. Я не был к этому готов, объяснял: мол, учиться нужно в Академии. Однако новые знакомые упорствовали. Пришлось организовать собеседование, прямо на мастер-классе я объявил: если есть желающие ухватить на практике вещи, которые мы проговариваем, предлагаю встретиться в мастерской.
Сначала набралась одна группа, позже — вторая... В итоге образовалоcь четыре класса. Занятия проходили раз в неделю по два-три часа (по факту — все часов пять), мы сдружились, стали общаться. Со своими «учениками» я никогда не чувствовал себя преподавателем — мы беседовали как коллеги. Я делился тем, что мне казалось важным, но с наступлением пандемии все это постепенно закончилось... Возобновлять я сам пока не хочу — это очень энергозатратно. Когда «студенты» уходят, чувствуешь опустошение, потому что много отдал. Но были в школе и плюсы: я человек неорганизованный, приходить в мастерскую в определенное время мне лень. В этом смысле ученики дисциплинируют — появляешься заранее, готовишься, что-то пишешь во время занятий. Это мобилизует.
2019 год для меня был ударным: выставка в «Манеже», в Большом зале Союза художников в Санкт-Петербурге, в «Ленинград Центре» в Сочи, две в Москве... Ой, забыл огромный вернисаж на Невском, 62. В общем, столько всего навалилось, что я занятия в школе приостановил. Может, конечно, еще ученика возьму.