Посещали музеи, храмы. Самое значительное впечатление оставила Зеленая площадь в Антверпене: там стоит памятник эдакому бравому генералу — шляпа с пером, шпага, гордая осанка. На постаменте написано: «Питер Пауль Рубенс». Рубенс-то был не только знаменитым живописцем, но и крупным дипломатом.
...Поначалу моими клиентами были в основном американцы. Тот самый средний класс, который при нынешней экономике обеднел. Врачи, адвокаты, инженеры могли себе позволить недешевый оригинал. Сейчас средний класс просел, но появился Интернет, собственный сайт, страница в социальных сетях. Больше половины продаж идет за океаном.
Всю мою деловую переписку, как и переговоры с клиентами, ведет жена. Мне теперь нужно общаться со всем миром, а Зиночка хорошо знает английский, одно время даже его преподавала. Благодаря ей многие думают, что я тоже прекрасно знаю язык.
У меня есть удивительные покупатели. К примеру один богатый коллекционер, живущий в Америке неподалеку от нас. Тони немного не от мира сего, в нем трудно заподозрить успешного бизнесмена. Прекрасно знает литературу, музыку, увлекается искусством, очень тонкий человек! Он любит беседовать с Зиной, потому что жена изъясняется немного старомодно. На бытовом уровне ее не все понимают: у Зиночки высокопарный английский, а Тони это нравится.
Когда он с нами познакомился, пригласил в гости — показать свою коллекцию моих картин. (К слову, у него есть даже мои скульптуры.) Мы пришли в шикарный дом с высокими потолками и антикварной мебелью. Все было очень красиво, дорого, но в доме я не увидел спальни.
— Где она? — интересуюсь у хозяина.
Тот удивился:
— Я же здесь не ночую, встречаюсь с друзьями, пью кофе, разместил коллекцию...
То есть особняк оказался нежилым.
Поначалу мы прилетали в Америку ненадолго. Потом у Зины возникли проблемы со здоровьем и зимовать в Петербурге стало тяжеловато. Вдруг во Флориде случился кризис в риелторской сфере и цены на жилье дико упали, в России же они были на тот момент заоблачными. Мы сумели продать небольшую квартирку, доставшуюся Зине по наследству, и купили во Флориде домик, в котором сейчас и живем. Денег в 2012 году хватило еще и на машину, на которой до сих пор ездим. С появлением домика стали зимовать в Америке.
Так что слухи о моем богатстве сильно преувеличены. Картины никогда не приносили баснословного дохода. Выпадали годы, когда мы вообще никуда не ездили, не на что было — к примеру в кризис 2008 года. В тот момент все художники сбросили цены в разы, а я предпочел голодать, но этого не делать. Поэтому у меня сейчас очень хороший прайс, но покупают же не каждый день. Нам с Зиной хватает на самое необходимое, по Америке езжу на почти антикварном автомобиле, и это не парит. А миф о «богатом и знаменитом» пусть остается мифом.