Татьяна Назаренко. Боль и слава

Эрмитаж, Гран-Пале, Гуггенхайм... Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке. И...
Беседовала Алина Тукалло
|
02 Декабря 2019
Т. Назаренко у инсталляции «Переход»
С выставки в Вашингтоне возвращаются мои работы, запакованные в ящики из фанеры. Я начертила силуэт подружки. Вырезала, и пошло: рисовала персонажей из перехода на фанере, муж Саша их выпиливал, я красила. Т. Назаренко у инсталляции «Переход» на открытии персональной выставки в Третьяковской галерее
Фото: В. Великжанин/ТАСС

И тут мне предложили выставку в ЦДХ, а тогда в соседних помещениях рядом с искусством продавались меха, пуховые платки, нижнее белье, матрешки — да все, что душе угодно! С ужасом думая об этом, обратилась к руководству: как же так? Мои картины будут висеть рядом с лифчиками?! Неожиданно получаю весь второй этаж. Гигантские площади! Вроде бы счастье, но я не знаю, чем заполнить один зал, а тут — целых два.

Как раз в этот момент с выставки в Вашингтоне возвращаются мои работы, запакованные в громадные ящики из роскошной белой фанеры. Я начертила силуэт подружки. Потом вырезала, поставила, и пошло: рисовала персонажей из перехода на фанере, муж Саша их выпиливал, я красила. Выставку сделала еще и звучащей — за некоторыми фигурами баянистов-гармонистов поставила музыку, они у меня еще и пели.

Когда открылась выставка на Крымском, а там было столпотворение, одна дама закричала: «Где она взяла таких уродов?! Это же надо найти такое!» Но ведь это все нас окружало и не увидеть было невозможно — я же никого не придумала, они все реальные, с портретным сходством. После ЦДХ «Переход» пригласил Музей истории Москвы, притом попросили сделать еще и витрину с реальными вещами бомжей. Я принесла войлочные сапожки мамы, ее старенькую тележку, с которой она ходила за продуктами, сняла с сына потрепанную куртку. Потом толпа моих бездомных и нищих переправилась в Госдуму, и депутаты были ошеломлены.

В Кельне фигуры выставлялись на вокзале, в Бонне — в переходе у Музея истории и гармонично вписались в экспозицию, начинавшуюся перед входом в музей. Прохожие воспринимали моих персонажей как живых людей: с ними обнимались, фотографировались. В Национальном музее женского искусства в Вашингтоне люди были так тронуты надписью «Марфо-Мариинская обитель разрушена, помогите, кто может», что со слезами на глазах бросали монетки в жестянки, которые я поставила перед некоторыми фигурами, и обсуждали, как спасти обитель.

Критики «Переход» восприняли по-своему: мол, Татьяна Назаренко уходит от живописи и начинает работать с новыми формами. В чем-то они правы. Художник должен меняться. Вот пример Пикассо — в двадцать и в сорок лет он совершенно разный, в семьдесят стал еще более абстрактным. У кого-то случаются постепенные изменения, а у меня переход произошел резко — из живописи я «ушла в фанеру», потом в фотографию, оттуда — в видеоинсталляцию, и каждый раз это вызывало неприязненное отношение: дескать, чего балуешься и глупостями занимаешься? Писала бы себе картинки и писала. Я же шокировала коллег, пытаясь сделать что-то новое. Мою фотовыставку как-то посетил режиссер Владимир Меньшов, открывает дверь и говорит: «Таня, а я думал — это живопись!» И не сделав и двух шагов, уходит. Я была потрясена!

— Это усугубляет чувство одиночества?

— Конечно, но я ни разу не чувствовала его так сильно, как в момент, когда ушел Берт. Мы познакомились благодаря Рене Герра, знаменитому слависту и коллекционеру. Его принимали в академики, и после официальной церемонии мы компанией пошли в ресторан отмечать. Я танцую — страстно люблю танцевать — и вижу: у бара стоит мужчина моей мечты. А что мне терять? На тот момент мы с мужем уже не жили вместе.

Подхожу и говорю: «У меня нет кавалера. Не хотите потанцевать?» Он ответил, что как раз мечтал об этом. И знаете, танцевал великолепно! После ресторана, набрав кучу выпивки, той же компанией поехали в мою мастерскую. У меня там стоял проигрыватель, давно неспособный ни на какие звуки, но Берт на что-то нажал и он замурлыкал. Все мои картины уехали на выставку, мастерская была пустой, одна пластинка сменялась другой, и мы танцевали до упора, до утра. Потом были страстные разговоры по телефону, вскоре он развелся и переехал ко мне.

Я уже давно вывела формулу: друзья не познаются в несчастье, они познаются в радости. Скорбеть легче — в горе все наперебой сочувствуют, жалеют. Именно того, кто может разделить с тобой радость, можно назвать другом. Зависть у людей, когда они видели голландца Берта, настоящего красавца, его квартиру на Басманке с громадным залом и камином, была феерической.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая