Татьяна Назаренко. Боль и слава

Эрмитаж, Гран-Пале, Гуггенхайм... Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке. И...
Беседовала Алина Тукалло
|
02 Декабря 2019
Цикл «Фамильный альбом»
Несколько лет назад мамина сестра принесла мне в конфетной коробке дедушкины письма. У него был бисерный каллиграфический почерк, Ната уже не могла прочесть. Я придумала цикл «Фамильный альбом»
Фото: из архива Т. Назаренко

Параллельно с дипломом я писала большую картину «Узбекская свадьба» и закончив, повесила ее в нашей комнатке на Плющихе. Как-то к бабушке зашел сосед психиатр и спросил, все ли у Тани в порядке с головой. Работа сделана в бордовых и малиновых тонах, а врачи считают эти цвета признаком расстройства психики.

Полотно я отдала на свою первую серьезную выставку, которую закрыли «по техническим причинам» — как раз из-за моей «Свадьбы» и картин некоторых других художников. Все, конечно, страшно переживали, один коллега даже в сердцах исполосовал свою работу ножом. Мне стало страшно! Для меня это — будто человек наложил на себя руки. Затем нас вызвали и предложили подготовить к следующей выставке более оптимистичные вещи. Это были наши первые договора. Мне заплатили полторы тысячи за картину «Молодые художники» — тоже, должна сказать, довольно мрачную. Но меня уже заметили, в Суриковском предложили аспирантуру — стать ассистентом преподавателя. А зачем мне это?!

— И вы стали работать в мастерских Академии художеств?

— Только недавно узнала, что многие однокурсники подали туда документы, но никого не взяли. Мне крупно повезло! К тому же академия решила возобновить прекрасную традицию — посылать своих лучших воспитанников в Италию. В компании из шести человек мы объездили всю страну. Когда вернулась, меня переполнял восторг, хотелось поделиться с друзьями — мы же изучали историю искусств по черно-белым репродукциям издательства «Корвина» на венгерском языке. Кто же мог знать, как выглядит Пьеро делла Франческа в действительности? А мне отвечали с ненавистью: «Да пошла ты со своей Италией». Мол, как ты туда вообще пролезла?

Я все поняла. И замолчала. Стала жить по тютчевским строкам: «Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои». Думаю, невозможность поделиться тем, что было на душе, развивала во мне чувство одиночества, которое я ощущала всегда, и всегда очень сильно.

Семидесятые — двусмысленное время, когда многое было разрешено и вместе с тем снова нет, снова закрыто. Такая половинчатость, двойственность заставляли прибегать к иносказанию. В 1972 году в мастерских академии я писала «Казнь народовольцев», изобразив правозащитника Павла Литвинова и его товарищей. Когда в Прагу вошли советские танки, они выступили с протестом на Красной площади, но об этом страшно было даже заикаться. Тогда в Выставкоме готовили молодежную выставку, не хватало тематических работ, а руководители МОСХа прослышали, что Назаренко работает над большой революционной картиной. Я была единственной — в моем кругу писать на революционные темы считалось неприличным.

Вообще-то картины, которые создают в мастерских академии, становятся ее собственностью и никогда не выходят на белый свет, но меня взяли на выставку, наградили, и я сразу стала официальным художником. Меня, почти девочку, выбрали в правление Союза, я открывала выставки. Это стало началом нелюбви, зависти, неприятия, которые очень сильно чувствовались — в коридорах, в президиуме, везде. Будто холодком повеяло, и никак не согреться.

От меня многие тогда отвернулись, даже близкие друзья. Хотела пропить с ребятами премию, но в ответ услышала: комсомольские премии не обмываем. Было больно от того, что не поняли. Это потом Войнович напишет «Деревянное яблоко свободы» и поставит на обложку моих «Народовольцев».

За картину я получила премию Московского комсомола, и меня решили наградить поездкой в Югославию. Но для этого требовалось пройти райкомовскую комиссию. Сидим в очереди, вдруг открывается дверь, вылезает прыщавый молодой человек и спрашивает:

— Ребята, на Кубу никто не хочет?

Куба — это где? Там, где революция? Нет, все хотят на море в почти капиталистическую страну. Единственная Назаренко:

— Я хочу!

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая