Татьяна Назаренко. Боль и слава

Эрмитаж, Гран-Пале, Гуггенхайм... Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке. И...
Беседовала Алина Тукалло
|
02 Декабря 2019
Татьяна Назаренко
Она мне белый стих посвятила, он начинается так: «Зачем я ракушку взяла из бездны океана? Из бездны сувениров не берут»
Фото: Л.Пахомова/ТАСС

С Войновичем, Женей Поповым, Окуджавой, Кайдановским я встречалась в компаниях в разные годы, с Мессерером например познакомилась еще до «Метрополя» (скандальный альманах неподцензурных текстов известных литераторов, вышедший в 1979 году. — Прим. ред.), Борис его оформлял. Я была самой маленькой, ходила за старшими товарищами хвостиком и предпочитала слушать, а не говорить.

А какие домашние концерты устраивал Савелий Ямщиков, каких собирал людей! Савелка открыл нам русское искусство, которого мы, как это ни странно, совсем не знали, — провинциальный портрет XVIII—XIX веков. Он ездил по музеям в глубинке, в запасниках обнаруживал потемневшие холсты, реставрировал их в своей мастерской, спасал. Потом выставил, и это оказались совсем не тот реализм и не те передвижники, что в Третьяковке. Тогда же у нас началось хождение по мастерским художников, которые не выставлялись, — мы смотрели их работы.

Стали привозить западное современное искусство. Помню, в Сокольниках увидела Делоне, его картину с большими кругами, и свое ошеломление от того, что так можно писать. Как-то в Третьяковку приехала группа иностранцев смотреть запасники, и мы с Наташей Нестеровой туда попали. За зеленой занавесью на выдвижных сетках висели работы Шагала, Малевича, других авангардистов, которых мы увидели впервые. Прекрасно помню весь этот открывшийся мир.

— А как выживали в перестройку?

— Печальные годы, когда все перестало продаваться, покупаться и выставляться. Встретила как-то на Кузнецком Мосту Илью Правдина, председателя нашего Молодежного объединения, и он мне радостно сообщил: «Нашел способ, как делать новые холсты. Кладу старые работы в ванну и горячей водой снимаю краску». Для меня это — как утопить ребенка в кипятке. А ведь Илья серьезный художник, его картины в Русском музее...

В девяностые я не мыла полы, как делали многие женщины, чтобы накормить семью. Меня сия чаша миновала — продолжала заниматься своим делом. Когда стало плохо с продуктами, копала огород, сажала картошку, помидоры, укроп — все, что росло. Сама сажала, сама собирала урожай. Хранила на балконе, а с наступлением морозов все заносила в комнату.

Память избирательна. Помню переложенные бумагой антоновские яблоки, но не помню мучительной жизни. На что мы жили? Я всегда продавала свои картины. А у Саши, моего второго мужа, не было ни копейки — нигде ничего. Перестройка сильно ударила по нему. Он работал директором картины на Киностудии Горького, был очень востребован, имел свой круг режиссеров, актеров, а потом денег в стране не стало и все закончилось.

Саша, как и все другие мужчины, появился в моей жизни совершенно необыкновенно. Сидели с подругой цыганкой Наташей в мастерской, выпивали, наши кавалеры уже давно свалились под стол. И Наташа говорит: «Ну что у тебя за мужики такие? Давай хорошего сосватаю, он сразу приедет». Позвонила приятелю, пообещала невесту-раскрасавицу, но мы за бокалом вина быстро забыли об этом звонке. И вдруг — стук в дверь.

Была пора сирени. Открываю, а передо мной — громадная лиловая охапка и за ней ничего не видно. Приглашаю: «Проходите, госпожа Сирень». Мужчина вручает мне цветы, и я вижу: он стоит в рубашке и... трусах. Ожидал, что войдет в большую компанию, где все гуляют, хотел подшутить и снял брюки прямо перед дверью. Наташка хохотала как безумная. Саша, смутившись, тут же оделся.

Отметив знакомство, в ночи спустились в мою квартиру, она была в том же подъезде, что и мастерская. Сашу положили в одной комнате, мы с Наташкой легли в другой. Утром обе собрались по делам. Гость говорит: «Вы, девчонки, как хотите, а я останусь». Вечером вернулись: мужик по-прежнему здесь, нажарил что-то. И остался у меня — на двадцать лет. У нас родился сын Саша.

Саша был еще малышом, когда в Москве в 1988 году проходил аукцион Sotheby’s — знаковое для российского искусства событие. После аукциона, куда я отдала одну свою работу, стояли очереди, чтобы попасть ко мне в мастерскую и купить картину. А я, между прочим, отдала на торги что не жалко — не знала ведь, кто это, что это.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая