Татьяна Назаренко. Боль и слава

Эрмитаж, Гран-Пале, Гуггенхайм... Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке. И...
Беседовала Алина Тукалло
|
02 Декабря 2019
«Московский вечер», 1978 год
«Московский вечер», 1978 год
Фото: из архива Т. Назаренко

Вот тогда один американец предложил мне снять студию в Нью-Йорке, чтобы я могла там жить и работать, а взамен попросил пейзаж, который ему приглянулся. Прилетев в Америку, подарила ему эту картину. Привезла с собой лучшее — за славой же ехала, собиралась делать выставку. Встречалась с галеристами, выбирала помещение, прикидывала, как будут смотреться мои картины. Мне сняли такую студию в Сохо, в центре Манхэттена! Какие были планы! Я думала: как удачно складывается жизнь — старший сын мечтал учиться в Нью-Йорке. Но все это были пустые, несбывшиеся мечты.

Мне предложили покататься по Америке, и я отправилась в Лос-Анджелес к коллекционеру Фредерику Вайсману — он интересовался моим творчеством. На огромную виллу в средиземноморском стиле пришла в черном платье с кружевами и в чулках. Я же приличная девушка, знала, как одеваться, — уже бывала у знаменитого «шоколадного короля» Людвига, который покупал мои работы и говорил, что я его любимая художница.

В таком доме, как у Фредерика Вайсмана, никогда не доводилось бывать — ни раньше, ни позже. По всему безграничному пространству стояли пятиметровые скульптуры Генри Мура. Завели в спальню, там лежит негритянка, прикрытая покрывалом, оказалось — тоже скульптура. В парадном зале портрет хозяина кисти Энди Уорхола, в столовой подлинники самых знаменитых художников XX века. Вайсман купил у меня «Маленький оркестр» — вещь, посвященную умершему товарищу.

Вскоре господин, который пригласил в Нью-Йорк, выставил мне через своего адвоката счет на двадцать семь тысяч долларов — за студию, путешествия, рестораны. С условием, что получу свои работы, а каждая из них оценивалась тысяч в тридцать-сорок, когда оплачу издержки. Для меня это были фантастические деньги. Картины были потеряны. Вернувшись из Америки, пыталась всем объяснить, как не надо делать. Оказалось, у каждого своя история: почти у всех художников пропадали работы. Эти чудовищные обманы и разочарования я пыталась выразить в картинках — единственное, что могла сделать.

Мой муж, прогуливаясь по Нью-Йорку, прикидывал, не купить ли ему печурку для выпекания вафель, чтобы открыть производство, а я ездила, зарабатывала, возила, кормила, строила... Много занималась детьми: делала с ними зарядку, учила плавать, кататься на лыжах и роликах. Но очень трудно одной растить ребенка, муж в воспитании участвовал мало.

В одиннадцатом классе у Сашеньки в гимназии была омерзительная математичка — старалась сделать все, чтобы сына выгнали из школы. Я обошла всех преподавателей, и большинство сказали, что он немного рассеянный, зато гениален в химии. И вот эта математичка заставила меня... Это большое унижение — выписывать математические формулы в классе под потолком пятиметровой высоты. Не знаю, чего она хотела — денег или просто покуражиться?

И вот представьте: стоит один стол, на нем другой, сверху табуретка, а на ней я, не очень молодая девушка — сына родила, когда мне было за сорок. Если кто-нибудь заходил в класс, она говорила: «У меня мамаша тут потолок расписывает, знаменитая художница». А я, между прочим, к тому времени была членом-корреспондентом и профессором, даже получила Государственную премию за выставку «Татьянин день» в Третьяковке. На церемонии очень нервничала — наверное потому, что надела высоченные каблуки и боялась грохнуться прямо перед Ельциным.

— Еще и «Переход» уже прогремел на всю Москву...

— Да. Середина самых диких девяностых, я ездила в мастерскую на метро и видела в переходах — а каждый имел свое неповторимое лицо — бомжей, нищих. На «Пушкинской» кучковались панки. Рядом с «Лубянкой» — Общество слепых, и по всему переходу сидели незрячие музыканты, играли на балалайках и пели душераздирающее «Разлука, ты, разлука...». Это страшно! Я им всегда подавала и всегда сочувствовала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая