Татьяна Назаренко. Боль и слава

Эрмитаж, Гран-Пале, Гуггенхайм... Татьяна Назаренко выставляется в Петербурге, Париже, Нью-Йорке. И...
Беседовала Алина Тукалло
|
02 Декабря 2019
«Казнь народовольцев»
В 1972 году в мастерских академии писала «Казнь народовольцев», изобразив правозащитника Павла Литвинова и его товарищей. Я была единственной — в моем кругу писать на революционные темы считалось неприличным
Фото: из архива Т. Назаренко

В итоге полетели двадцать семь лучших комсомольцев города Москвы и я. На Кубе было чудесно, мы разбились на пары, я с кем-то целовалась у океана. Потом узнала, как мои друзья провели время в Дубровнике — их даже на море не пустили! Подумала: какое прекрасное решение я приняла, выбрав Кубу! Никогда ничего не просила, не выхватывала, но если удача звала, шла ей навстречу. То, что стала академиком, узнала из газет и даже сомневалась — идти ли на церемонию. В академии увидела замечательных художников Андронова, Никонова, Смолиных и поняла: быть с ними — почетно.

— Можно сказать, что «Казнь народовольцев» изменила вашу судьбу?

— Думаю, да. За три года, которые ее писала, я успела познакомиться с первым мужем, родить ребенка и развестись. Бабушка, кстати, была против моего брака с Васей. Я решила так: если она из-за этого умрет, не выйду, если нет — пойду под венец. Бабушка уверила, что умирать по этому поводу не собирается, и мы поженились.

Вася жил на Масловке, в городке художников, я сидела с ребенком, но надо было заканчивать «Народовольцев» в мастерских академии. Ездить туда из Васиного дома оказалось далеко и сложно, поэтому лето я с сыном Николкой провела на даче, а затем пришлось вернуться к бабушке: дорога с нашей Плющихи до мастерской занимала минут десять. Вася заявил, что не хочет быть приходящим мужем, и мы расстались — я выбрала картину.

Осталась с младенцем одна, без «приходящего мужа», и чувствовала себя очень несчастной. Казалось, все прекрасное в моей жизни позади. А в декабре столкнулась в Доме художников с Ильей Кабаковым, и он пригласил вместе встретить Новый год. И вот тридцать первого собираюсь, глаза накрасила, уже одиннадцать, а у Николки сна — ни в одном глазу. Я его остервенело трясу, он чувствует, что нервничаю, и ему мое состояние передается.

Приехали мама, папа, все бегают, все пытаются выхватить у меня ребенка. Наконец в четверть двенадцатого сын уснул, я впихнула его в кроватку, натянула платье, побрызгалась духами. Илюша встретил меня на «Кировской» без пяти двенадцать, мы отмечали в мастерской с замечательными художниками андеграунда, потом поехали в Дом кино, дальше еще куда-то, гуляли всю ночь. Мы были самые-самые, лучшие-лучшие. Я — юная, прекрасная, в восточных украшениях, в своем любимом платье из джерси, которое Наточка купила мне, когда работала в Алжире. Новый год 1973-го — самый потрясающий в моей жизни, поскольку я поняла, что жизнь продолжается.

— С кем еще общались в семидесятые?

— Была великолепная бардовская компания. Мои ребята дружили с Высоцким, художник Володя Лавинский снимал его посмертную маску. Помню, как волшебно Лавинский исполнял на гитаре «Живописцы, окуните ваши кисти...» Окуджавы. Я, кстати, слушала вживую и Высоцкого, и Булата — он был соседом Беллы Ахмадулиной, с которой я близко дружила. Боря Мессерер, ее муж, по-моему, даже немножко ревновал... Она мне белый стих посвятила, он начинается так: «Зачем я ракушку взяла из бездны океана? Из бездны сувениров не берут».

С Беллой познакомились в Ферапонтово — она ходила босиком по берегу озера, мы ловили раков, потом варили их... Я всегда относилась к Белле с восторженным обожанием, хотя не раз слышала: «Танька, ты же гений!» И говорила она это с особенным придыханием. Когда читаю стихи Ахмадулиной вслух, стараюсь произносить с ее интонациями. Белла была очень смешливой и азартной. От многих слышала, что она пила. Да, мы все тогда выпивали, но я никогда не видела ее «не в форме» — ни в ресторане, ни дома. Думаю, люди просто не терпят неординарности, таланта, успеха, красоты и стараются очернить такого человека, я сама это испытала.

Для меня Белла всегда была и остается небожительницей. Помню ее юбилей: на мхатовскую сцену она выходила из-за зеленого занавеса будто фея. Боря Мессерер, создавая ее образ, одевал Беллу в шляпы и необыкновенные наряды, следил, чтобы жена была королевой бала. И она была ею. Долгие аплодисменты в зале МХАТа, общее ликование — было очевидно, что Ахмадулина принимала это как должное.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог