На «Кинотавре» мы с Васей впервые попали в кинематографическое сообщество. Токарева с Рубальской пообещали: «В Москве будем твоими покровительницами!» По наивности думала: «Вот он я, гадкий утенок, прилетайте, прекрасные лебеди!» Но стоило награду взять мне, а не Крючковой, как разговор пошел совсем другой...
Открываю глаза, лежа на асфальте в луже крови. Надо мной склоняется врач «скорой»:
— Где вы живете?
А я не знаю. Мы с Васей только приехали в Москву, не помню адреса. Только хриплю:
— По-мо-ги-те!
И этот вопль рвется из моей глотки даже не к санитарам, а прямиком к Богу... Домой тогда явилась в шапочке Гиппократа из бинтов. Сигарев, посланный мной по пьяни накануне, только выдохнул: «Да пошла ты в жопу, Троянова!» Я посмотрела на себя в зеркало и поняла, что «Страна ОЗ» началась — героиня фильма тоже в конце лежит в больничной палате в шапочке Гиппократа. Мы обе — моя Ленка в кино, я в жизни — словили мощный удар по башке, который был призван нас изменить. Лично я после этого перестала бухать и отпустила все претензии к своим родным, мучившие меня с детства.
Поэтому на комментарии «Как вам не стыдно такое показывать?» отвечаю: «А не стыдно!» Уже нет. Это ведь про меня! Слишком долго стеснялась себя, своей жизни, семьи, в которой росла... Не принимала настолько, что считала себя в ней подкидышем. Мамой сперва назначила ни много ни мало — Аллу Борисовну Пугачеву: мол, нас с Кристиной просто перепутали в роддоме (живя в поселке Лечебный на краю Свердловска, думала, что все жители СССР появляются на свет в одном роддоме). Потом увидела на экране прекрасную Инну Чурикову и решила: «Нет, скорее, я ее дочка!» В чем призналась Инне Михайловне, когда мы встретились на съемках «Страны ОЗ». И ее ко мне замечания на площадке были очень хорошими, материнскими:
— Яночка, рискуешь, что тебя не заметят. Как-то реагируй на меня.
Я отвечала:
— Нет. У меня образ такой — моя Ленка непроницаема, как стенка.
Друзья-режиссеры давали Сигареву советы: «Яну на эту роль брать — ошибка». А он и такую Троянову знал: растерянную, мыкающуюся без понятия — куда идти, как жить...