— Какую роль Василий Семенович считал любимой?
— Для него роль Павки Корчагина, которую упустил Юматов, стала судьбоносной — может быть, даже ролью жизни. Наверное, все сложилось именно так, как и должно было сложиться. Ведь образ Павки стал эталонным для Ланового еще в школьные годы, когда в Одессе во время немецкой оккупации учитель закрывал дверь в класс и говорил по-украински: «Сейчас я вам буду читать «Як гартувалася сталь». Но не дай бог, узнают, что я вам это читал, — головы мне не сносить». О Корчагине сам Василий Семенович говорил так: «Павка был для меня не героем из книги, а вполне живым парнем, которого я полюбил, с которым подружился, которого научился понимать как близкого человека, к которому стремился приблизиться духовно, нравственно. Не только я создавал этот характер, но и Павка формировал меня как личность. В нем виделся мне образец стойкости, мужества, веры, решимости. Таким и сыграл его. Режиссеры Алов и Наумов своеобразно понимали Корчагина. Они все время твердили фразу Андре Жида, который в 1934 году навестил автора книги «Как закалялась сталь» Николая Островского и выйдя от него, произнес: «Это ваш коммунистический Иисус Христос». «Вася, вот и играй Христа», — говорили мне режиссеры. После выхода картины многие критиковали меня за «святость» Павки, а меня это радовало — значит, все получилось».
— Василий Семенович считал себя коммунистом?
— Да. В то время когда все сдавали партбилеты, Лановой не вышел из коммунистической партии. При этом никакого участия в ее общественной жизни он не принимал. Просто остался верен своим взглядам, в очередной раз проявив принципиальность. А вот Геннадий Зюганов не раз подчеркивал, что Василий Лановой «наш человек — коммунист», но реально нам помогал Сергей Михайлович Миронов.
— Как Василий Семенович определял для себя понятие «Родина»?
— Это понятие для него имело самый прямой смысл. Родину он пошел бы лично защищать, за нее отдал бы жизнь. Лановой дорожил своей Родиной и ее наградами, особенно советскими. Например Ленинской премией, которую он получил, озвучив документальный фильм «Великая Отечественная», званием «Народный артист СССР». Он считал очень важным не изменять своим принципам в любой стране, при любом строе!
Небольшой штрих к портрету. В девяностые годы был случай, когда Василий Семенович, чтобы защитить какую-то девицу на Старом Арбате, вступил в драку. Он возвращался после спектакля или репетиции домой пешком и заметил, что возле кафешки подвыпившие бугаи пристают к девушке. Не прошел мимо. Мужиков было двое, и разговаривать с Лановым на языке Пушкина они, конечно, не собирались. За свое замечание «капитан Грей» сразу получил по лицу (в отношении Василия Семеновича язык не поворачивается сказать «по морде»). «По морда?м» как раз получили хулиганы — Лановой «сражался» как умел, и они ретировались. Забавно только, что ни эти мужики, ни «принцесса» не признали в «рыцаре» народного артиста.