Эдуард Бояков. Долгая дорога к себе

Он стал худруком МХАТа больше двух лет назад, но по-прежнему остается одной из самых обсуждаемых...
Ирина Майорова
|
11 марта 2021
Эдуард Бояков
Венчались в Троицком храме на Воробьевых горах, до этого постились, исповедались, причастились
Фото: из архива Э. Боякова/пресс-служба МХАТа им. М. Горького

На втором курсе начал заниматься творчеством знаменитого воронежца писателя Андрея Платонова, которого после полувекового перерыва, в разгар перестройки, начали издавать. Кстати, благодаря Платонову, точнее интересу к нему, я получил первую работу в театре. В 1989-м в Воронежский ТЮЗ пришел новый главный режиссер Михаил Бычков, решивший сразу поставить Платонова. Прочитав мою статью о писателе в областной газете, пригласил поговорить, а в конце беседы предложил должность в литературной части. Я сразу влюбился в театр по уши и уже на четвертом курсе твердо знал, чем хочу и буду заниматься в жизни: преподавать в университете и служить в театре завлитом.

Защитив диплом, тянувший на диссертацию, с которым приглашали на Платоновские международные конференции, стал преподавать студентам текстологию, продолжая работать в театре. Счастье полное! Двух зарплат хватает, чтобы снимать дом, где живу с женой Эльвирой (да-да, мы все-таки, когда учился на втором курсе, поженились!) и трехлетней дочкой Соней.

И тут начинаются девяностые с их шоковой терапией. В один день моя преподавательская ставка становится равной двум или трем долларам. Даже молоко ребенку купить не на что. Понимал: оставаться на месте нельзя. Куда ехать? Ну, наверное, в Москву, к друзьям по Дому художника. Позвонил разведать обстановку в столице, и веселая троица (два парня и девчонка) сразу стали звать к себе: «Мы тут бизнес создаем, товарищество с ограниченной ответственностью — присоединяйся».

Фантастическое ковбойское время, о котором в последние тридцать лет говорят, пишут и снимают по большей части в кроваво-черных красках. Знаю, все это правда: и фильмы Балабанова, и «Бумер», но меня (видимо, Бог уберег!) капсулировало и вынесло в другие зоны.

Нас было четверо, и каждый мечтал о чем-то абсолютно далеком от бизнеса: снимать кино, писать пьесы и ставить спектакли, сочинять музыку. Свободные художники, богема. Мы и к проекту торговли нефтью отнеслись как к приключению: кайфово же попробовать! Деньги — дело третье, хотя с ними точно веселее.

Началось с того, что как-то утром сидим в офисе, на столе — раскрытый «Коммерсантъ», где написано, что и. о. председателя правительства Гайдар и министр внешних экономических связей Авен приняли решение снять монополию государства и легализовать международную торговлю — теперь ею может заниматься каждый гражданин страны. В подтверждение серьезности глобальных изменений тут же объявляется конкурс на приобретение сертификатов на экспорт сырой нефти в Индию в рамках межгосударственных соглашений. Мы не имеем ни малейшего представления, что такое клиринговая валюта, где добывается и продается черное золото. Но считать-то нас еще в младших классах научили! В той же газете смотрим стоимость нефти — тогда она еще мерилась не баррелями, а тоннами: ага, двадцать долларов. А на лондонской бирже — уже сто двадцать. Экспортная пошлина — сорок. Двадцать плюс сорок — шестьдесят. И такая же сумма — чистая прибыль!

Сейчас даже из нашего поколения мало кто помнит, что в начале девяностых главным товаром на рынке были кредиты. Люди готовы были заплатить любые проценты за деньги здесь и сейчас. При галопирующей инфляции, получив кредит, поменяв рубли на доллары, а через полгода провернув обратную операцию, человек получал на руки сумму, в несколько раз превышающую первоначальную. Продвинутые соотечественники таким образом делали из воздуха состояния. Но нам-то кредит был нужен для покупки сырой нефти!

На международную ярмарку в Нижний Новгород, где на продажу были выставлены гайдаровские сертификаты, наше «товарищество» отрядило меня. Приехал со справкой от банка о том, что дадут нечеловеческий кредит. Весь такой богемный, театральный и абсолютно уверенный в том, что посмотрев десяток западных фильмов, уж солидного-то бизнесмена изображу запросто. Мне двадцать семь, тощий как удилище, в ухе — несколько сережек. На переговорах по ту сторону стола сидят нефтяные генералы, всю сознательную жизнь добывавшие и сдававшие государству черное золото — сильно упитанные пятидесятилетние мужики, на лицах которых читается полное недоумение: это кто вообще приехал и что нам с этим наглым пацаном делать?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Как понять, что вашим жильем заинтересовались мошенники — два верных признака
Судебная практика показывает, что злоумышленники используют разные схемы для обмана собственников. Это создает серьезную опасность для владельцев, особенно если они не предпринимают меры предосторожности. Чем раньше владелец узнает, что его объект заинтересовал злоумышленников, тем больше шансов защитить собственность, уточнил эксперт Дзен-канала «Юридические тонкости».

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая