Леонид Каюров. Две жизни

Когда отец впервые сыграл Ленина, ему было всего тридцать три года. А я в тридцать три оставил...
Алексей Петренко Алексей Петренко был гениален в пьесе «Обвал», но в премьерный спектакль Олег Николаевич пригласил другого актера. Отношения безнадежно испортились Фото: Валерий Плотников

Насколько я знаю, единственным официально признанным верующим артистом в советское время был Игорь Ильинский. Во всяком случае, в Малом театре под него определенным образом составляли репертуар, чтобы спектакли не попадали на церковные праздники. Интересно, что в молодости он снимался в антирелигиозном фильме «Праздник святого Иоргена». Были и другие верующие актеры, но тогда такие вещи не афишировали. Бывало, придешь в гости и удивляешься: «Где же иконы? Хозяева вроде верующие». А они распахивают створки шкафа — смотри. Образа прятали от чужих глаз.

В Духовную семинарию я решил поступать еще в 1985 году, но в советское время туда не брали людей с высшим образованием и московской пропиской. В отношении церкви действовал принцип: чем хуже — тем лучше. Даже когда началась перестройка, горбачевская оттепель, в церкви ожидали нового закручивания гаек. Ведь первая оттепель, при Хрущеве, ознаменовалась гонениями и разрушением храмов. И при Горбачеве все напряглись, думали, что либерализация политической жизни будет сопровождаться снижением церковной свободы. Ограничения по приему отменили только в 1989 году, и в семинарию хлынул самый разный народ.

Поступить было несложно — требовалось лишь умение читать церковные тексты, знание основных молитв и гласов (песнопений). На экзаменах проверяли не столько знания, сколько настрой. Педагоги смотрели, церковный ли перед ними человек. Это всегда чувствуется. Как артисты говорят: «Глаза не загримируешь».

Когда поступил, в общежитие пришел один протоиерей — знакомиться. У нас учились два его сына. Стал спрашивать студентов:

— Вы кто по профессии?

— Физик.

— А вы?

— Доктор.

— А вы кем были? — повернулся ко мне.

— Артистом.

— Да вы что?! Мы все тут артисты! — так обрадовался. А я испугался: «Господи помилуй, куда я попал? Из одного театра сбежал, оказался в другом?»

Хотя еще Антон Павлович Чехов писал, что между артистами и духовенством много общего. Актеры в определенном смысле предрасположены к религиозным переживаниям и восприятию религиозных идей, у них развито воображение и психика более пластичная, чем у обычного человека. Вера связана с доверием, а профессиональное качество артиста — верить в предлагаемые обстоятельства и режиссера, входить в роль. В церкви батюшка в какой-то мере является «режиссером» — то есть духовным наставником, ведущим за собой. Для артиста естественно подчиняться чьей-то воле, чьему-то замыслу, и в самом религиозном действе есть элементы театра. Но вот совмещать актерское ремесло со служением в храме по церковным правилам невозможно. Хотя некоторые пытаются их обойти. У всех, наверное, на памяти история одного актера, служившего в храме и активно снимавшегося в кино и на телевидении, а потом попросившего патриарха освободить его от священнослужения. Многие удивлялись, как такое может быть. Хотя, наверное, было бы еще хуже, если бы этот человек продолжал сниматься и изображать священника. Лучше уж сложить с себя сан.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Подпишись на канал 7Дней.ru в



Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Слово редактора

Слово редактора



Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Ирина Пегова Ирина Пегова актриса театра и кино
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй