Леонид Каюров. Две жизни

Когда отец впервые сыграл Ленина, ему было всего тридцать три года. А я в тридцать три оставил...
Леонид Каюров Я поступил в семинарию, а через полтора года был рукоположен в диаконский сан Фото: из архива Л. Каюрова

У церкви вообще своеобразное отношение к лицедейству. Это занятие всегда считалось греховным. Наверное, такое восприятие уходит корнями в древние времена, когда театр был языческим, а театральное действо — сродни колдовству. На Руси церковь выступала против скоморохов, они ведь не просто веселили народ, но и подколдовывали помаленьку. С другой стороны, существовал церковный театр, в котором ставили евангельские миракли, спектакли на библейские темы.

Мне кажется, актерское дело нельзя априори считать греховным, неугодным Богу. Надо разбираться в каждом конкретном случае, что, кем и как играется. В конце концов, греховна вся наша жизнь. Но лицедейство опасно для человека, ведь инструментом актера является душа. Работая над образом, можно ей навредить. Однажды прочитал в записках священника-экзорциста, что он испытал после изгнания дьявольских сущностей, когда произошло их подселение к нему самому. И с ужасом подумал, что это напоминает актерскую работу. Хороший артист ведь должен быть «сосудом», который можно наполнить разными сущностями — от Епиходова до царя Федора Иоанновича. Чтобы вместить их, нужно избавиться от своей самости. Многие актеры прибегают к определенным техникам или допингам, чтобы стимулировать в себе чужие энергии, и рискуют перейти грань, после которой они утвердятся, растворятся в их душе.

Помню, когда учился во ВГИКе, у одного студента случился припадок. Мы играли отрывок, и он не совладал с эмоциями, стал биться в падучей. Все были в ужасе. Артист должен контролировать процесс, видеть себя со стороны, отстраняться от образа. Но чужеродные силы, энергии могут оказаться сильнее и овладеть душой. Музыкантам в этом смысле проще, у них есть инструмент: рояль, скрипка, флейта — нечто отдельное. А драматический артист играет «собой»...

В семинарии я учился меньше других студентов — не четыре года, а два. Меня сразу зачислили во второй класс, а после второго — в четвертый. Первое время мы с Ирой снимали избу недалеко от семинарии. Она приезжала чуть не каждый день, чтобы протопить печку, приготовить еду, пока я на занятиях. Взяла на себя такой подвиг. Топить, как большинство городских жителей, не умела и однажды чуть не угорела. Хорошо, я вовремя пришел, проветрил. Потом мы сняли комнату в обустроенном доме с газовым отоплением, и стало легче. Там были совсем другие условия. Оставаться со мной постоянно Ира не могла. Она зарабатывала деньги пением в церковном хоре. На них мы в основном и жили. У семинаристов была очень маленькая стипендия. Я тоже подрабатывал, пел в хоре Троице-Сергиевой лавры, но получал немного. Спасало только то, что не надо было покупать еду и вещи. Я ходил в церковной одежде и питался в семинарии.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter


Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Слово редактора

Слово редактора






Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Елена Темникова Елена Темникова певица, бывшая солистка российской женской поп-группы «Серебро»
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй