«Топи», реж. Дмитрий Глуховский фото
{{ label }}

«Топи»: мрачный сериал по сценарию Дмитрия Глуховского

Во многом спорная, хотя и прекрасно снятая и сыгранная история о москвичах, столкнувшихся с темной стороной России.
Иван Афанасьев
|
10 Мая 2021

Пятеро москвичей с судьбами разной степени тяжести (у кого раковая опухоль цветет тюльпанами, у кого жених жизни не дает) бегут из Златоглавой в забытую Богом и властью деревеньку Топи. Там якобы существует загадочный монастырь, исполняющий заветные желания каждого встречного-поперечного. На деле все с ходу идет не так: жутковатый проводник на допотопном автомобиле провоцирует автоаварию и исчезает, ошалевшие от такой встречи герои с грехом пополам добираются до Топей, а там начинается совсем уж какая-то дичь – с милицией (именно на «м», а не на «п»), гопниками-сквайрами на приватизированной земле и чуть ли не Бабой-Ягой.

«Топи», реж. Дмитрий Глуховский фото
«Топи», реж. Дмитрий Глуховский
Фото: Кадр из сериала

Примерно так можно охарактеризовать первый сериальный опыт Дмитрия Глуховского (не считая, конечно, странной многосерийной адаптации «Текста»): многословная, развесистая не то клюква, не то волчья ягода, жутковатая пародия-аллюзия на современную Россию. К сожалению, в некоторые моменты не менее унылая, чем большинство штампов о стране серого цвета. Режиссер инди-кино Владимир Мирзоев, снявший сериал, решил превратить его в эдакое «авторское высказывание», с многочисленными визуальными аллюзиями и метафорами (вроде озера, в котором, как в кривом зеркале, отражается вся суть деревеньки и ее обитателей). Получилось красиво, мрачно, и при этом временами ужасно занудно.

«Топи», реж. Дмитрий Глуховский фото
«Топи», реж. Дмитрий Глуховский
Фото: Кадр из сериала

В лучшие моменты в «Топях» все действительно близко к образцам «большого кино» и лучших представителей ТВ, в первую очередь – к, страшно сказать, медитативным фрескам венгра Белы Тарра, который может буквально часами смаковать безысходность и мрак глубин человеческого общества. Это могло бы стать комплиментом, но сериальная продукция, разбитая на эпизоды не для галочки, требует динамики, связности и выверенной структуры. В «Топях» же сюжет, простите, топит эта самая неторопливость – он буквально вязнет в многочисленных наслоениях, метафоро-гиперболах и литературщине в диалогах. Порой герои болтают так, будто из лесу вот-вот выползет леший с моноклем и в равном кафтане и заговорит языком Пушкина, через слово вставляя какой-нибудь забористый мат.

«Топи», реж. Дмитрий Глуховский фото
«Топи», реж. Дмитрий Глуховский
Фото: Кадр из сериала

При этом чертовски приятно смотреть на прекрасных актеров: они тут, пожалуй, главный двигатель этого неспешного прогресса. Иван Янковский в роли стартапера Дениса, придумавшего соцсеть с детектором лжи (sic!), настолько талантливо смотрит в пустоту, что там того и гляди что-нибудь материализуется и зарычит от тоски. Тихон «Майор Гром» Жизневский вообще тут играет свою лучшую роль – его противненький и обаятельный одновременно журналист из «желтого» издания легко перетягивает на себя все внимание прекрасной половины зрительской аудитории. Очень здорово проявили себя юные (для экрана) Анастасия Крылова и Софья Володчинская в роли загнанных жизнью женщин. Вообще, актеры явно чувствуют в этой истории нехилый потенциал. Жаль, что мы не можем увидеть сериал их глазами – кому-то это, возможно, помогло бы  им лучше проникнуться.

{{ label }}

Новости партнеров