В провинциальном городке с нежным названием Хрустальный в речке находят обезображенный труп мальчика. Много лет назад здесь уже происходили похожие убийства – тогда маньяка поймали. Им оказался отец главного героя – Сергея, самого толкового специалиста по подобным делам, которому повезло перебраться из захолустья в столицу. По специальному приглашению губернатора он возвращается на малую родину. Следствие по делу убийцы мальчика он ведет вместе со своим старшим братом Геной, который возглавляет местный отдел полиции. Быстро становится понятно, что маньяк как-то связан с Сергеем и его давним прошлым, которое герой хочет забыть – и не удивительно, ведь в таком маленьком городе все, так или иначе, повязаны.
Сериал про охоту на маньяка от Олега Маловичко, сценариста «Метода», сериала про… охоту на маньяков (во множественном числе). Казалось бы, что могло пойти (не) так? Более примитивного сюжета, на первый взгляд, не придумать – суровый опер, хронически не способный на иную улыбку, кроме ухмылки джокера, приезжает ловить серийного убийцу детей. Но на выходе оказывается нежданное-негаданное: «Хрустальный» – едва ли не лучшая попытка создать «свой тру детектив» (или, если хотите, свой аналог скандинавского «Убийства») на территории России. И, в отличие от того же «Метода», новое детективное шоу видеосервиса Kion не хочется обвинять в вторичности – здесь все свежее, включая локацию. Наконец-то провинция в России выглядит, как провинция, а не как та же припомаженная пародия на нее из «Хорошего человека», например.
Собственно, Хрустальный – один из главных «героев» сериала, его крамольная суть и диагноз (недаром он вынесен в название). Можно гадать, какие именно «реальные события», как сказано в дисклеймере в начале каждой серии, лежат в основе сюжета (возможно, навеяно историей о сбежавшем из психушки маньяке в Гусь-Хрустальном, хотя это не точно), но не так уж и важно. Хрустальный – это и горько-ироничная метафора непрозрачности внутренней политики города: основные препоны на пути следователя Сергея – не подтирание маньяком улик за собой, а попытки пробиться через хроническое безразличие и неверие местных жителей, полиции и политиков. Да и сам герой «хрустальный», как бриллиант в мутной воде: возвращение в родную гавань воскрешает в памяти сурового опера, напоминающем гибрид Раста Коула и Рэя Донована, такие воспоминания, от которых страх ест душу.
Несмотря на отлично прописанную криминальную составляющую, больше всего сериал подкупает именно своей атмосферой лютой чернушности. «Хрустальный» по своей задумке даже больше напоминает не «Настоящий детектив», а корейский «Воспоминания об убийстве» – мрачный детектив шиворот-навыворот, в котором провинциальная тоска Богом забытого городишки вкупе с незримым злом где-то среди гаражей и полей мешает детективам нести правосудие. И когда все тайны героев и города станут явными, демоны прошлого и настоящего полезут из заброшенных хрустальненских шахт, как саранча.