«Сядь за руль моей машины», 2021
Фото: Кадр из фильма

«Сядь за руль моей машины»: воодушевляющее кино по рассказу Харуки Мураками

Фильм из конкурса Каннского кинофестиваля, названный критиками и зрителями одним из лучших в прошлом году, покажут в российских кинотеатрах с 31 марта.
Иван Свиридов
|
18 Марта 2022
2021
драма
Режиссер Рюсукэ Хамагути
Япония
IMDb7.3
Кинопоиск7.7
7.5

Юсукэ – успешный режиссер, знаменитый своими постановками «Дяди Вани», в которых обычно сам и играет главную роль. Однажды, не попав на рейс до Владивостока, он возвращается домой и застает жену, сценаристку Ото, с молодым любовником. Не выдав себя, Юсукэ уходит. Спустя время девушка умирает, и он остается один. Проходит несколько лет – его зовут в Хиросиму, чтобы поставить там спектакль на театральном фестивале. Он принимает приглашение и узнает по приезду, что к нему приставили молодую девушку, которая будет возить его по городу. Для мужчины это странно – он привык водить сам, повторяя по дороге слова из пьесы по кассете, записанной Ото. Но делать нечего: таково требование организаторов. Постепенно между ним и молчаливой Мисаки возникают дружеские отношения.

«Сядь за руль моей машины», 2021
Фото: Кадр из фильма

Режиссер Drive My Car (идиома, также означающая призыв заняться сексом) Рюсукэ Хамагути снимает уже давно, с 2008 года, но только в последние годы стал известен, зато уже как настоящий мастер в современном японском кино. Сперва его картина «Счастливый час» (иронично длящаяся более пяти часов) попала в конкурс Локарно, затем «Асако 1 и 2» оказалась в конкурсе Канн, но осталась без наград. В прошлом году он получил свое сполна: помимо «Сядь за руль моей машины», собравшего три приза в Каннах, комедийный альманах «Случайность и догадка» удостоился Гран-при на Берлинском кинофестивале. Ну а участие Хамагути в нынешнем «Оскаре» сразу в четырех номинациях (лучший фильм/на иностранном языке, сценарий и режиссер) и вовсе говорит о том, что перед нами новая классика кино.

«Сядь за руль моей машины», 2021
Фото: Кадр из фильма

«Сядь за руль моей машины» действительно мастерский фильм, но ни одну из этих наград почти наверняка не получит: для академиков в этой японской драме должно быть слишком много медитативности, наблюдательности – и слишком мало, скажем так, идейного контента. Тут есть тема инклюзивности – в постановке «Дяди Вани», произведения из страны, не слишком дружащей с Японией, принимают участие актеры, говорящие на разных языках (есть даже немая актриса). Как некое доказательство, что искусство не знает диалектов, условностей и границ вообще. Поэтому и сам фильм идет, подобно спектаклю, почти три часа, вообще никуда не торопясь – Хамагути разворачивает свое кино, как свиток, проговаривая важные для него вещи как будто бы между делом.

«Сядь за руль моей машины», 2021
Фото: Кадр из фильма

И все-таки это кино очень японское, восточное, не подходящее на роль большого заявления, объединяющего всех людей – хотя что может быть более объединяющим, особенно в такое время, чем кино о примирении и любви к ближнему своему? А именно об этом «Сядь за руль моей машины» и говорит. Его тихие и значительные, маленькие внешне, но очень большие внутри себя люди, наполненные жизнью и смертью, радостью и горечью – самое большое достоинство фильма. Гуманистического потенциала в нем хватит на половину конкурса все тех же Канн – при этом он говорит об очень простых вещах. Но важных, вечных, необходимых – чтобы люди не забывали: человеческая жизнь превыше всего, кто бы что там ни говорил.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров