«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Интересная чудачка, или как мир влюбился в Амели

«Любовь – единственное, чем она еще не болела»
Ольга Маршева
|
29 Июня 2021
2001
комедия, мелодрама
Режиссер Жан-Пьер Жёне
Франция, Германия
IMDb8.3
Кинопоиск7.9

В кинотеатрах снова выходит «Амели» – тихий шедевр Жана Жене, покоривший мир 20 лет назад, и заставивший каждого из нас мечтать о Париже, даже если никогда в нем не был.

Странная девушка с каре и челкой, любившая пускать «блинчики» по каналу Сен-Мартен, и бесцеремонно вторгавшаяся в жизни посторонних людей – главная романтическая героиня последних 20  лет. Она как фея-крестная для маргиналов Парижа и вообще для всех, кто видел ее на экране. «Амели» Жана Жене – не фильм, а чистая магия, вдохновившись которой, хочется выпустить на волю собственные тайные чудачества. Разговаривать с аквариумными рыбками, писать любовные письма на другой конец света, и ходить по лужам босиком.

«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Сам Жене, должно быть, не подозревал, что его фильм произведет подобный эффект. Он придумал «Амели» как современную сказку, собранную из тысячи мелочей. Большая часть этих мелочей – из его собственной коллекции и из коллекции его близких: папа Жене, как и папа Амели, любил выстраивать обувь в ряд, мама Жене, как и мама Амели, любила наводить порядок в сумке. То, что любит Амели, любит сам режиссер: запускать руку в мешок с фасолью, разламывать ложечкой десерт «крем-карамель», смотреть старые фильмы в сотый раз – как в первый.

Или вот коллекция моментальных снимков, которую собирает Нино, объект тайной страсти Амели. В действительности подобные фотографии много лет собирал близкий друг Жене. Да вообще все, показанное в фильме, когда-то было: и садовые гномы, «путешествующие» по всему миру (этот своеобразный флэшмоб придумали в Австралии в 80-х), и даже жуткая смерть мамы Амели – подобным образом умерла одна японская туристка, когда на нее упал, с вершины собора Нотр-Дам, прыгун-самоубийца.

«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Жене часто говорил, что это и есть его главный талант: подмечать и собирать самые странные истории на свете. Но Бог, как известно, в мелочах. В «Амели» эта коллекция «со дна коробки» вдруг заиграла самыми экстравагантными красками, точнее, красок было всего три – красный, зеленый и желтый. Просто Жене нравился такой триколор, как на старых дагеротипных снимках, раскрашенных вручную.

Почти все слышали, что Амели зовут так потому, что играть ее должна была актриса Эмили Уотсон («Амели» — это «Эмили» на французский манер). Режиссер увидел Уотсон в еще более странном фильме о любви «Рассекая волны» (посмотрите обязательно, если еще не видели). Но Эмили плохо знала французский, да и была занята на других сьемках. Не получив от нее согласия, Жене решил буквально ткнуть пальцем в небо и выбрал первую попавшуюся ему на глаза актрису. Это была Одри Тоту на постере к фильму «Салон красоты «Венера». После премьеры «Амели» Одри, разумеется, проснулась звездой, и остается ею по сей день, сыграв даже Коко Шанель (кто бы еще за это взялся?).

«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Фамилию «Пулен» Жене увидел на фантике из-под шоколада. А место, где Амели живет, выбрал по музыкальности звучания. И, нет, это не Монмартр, а более точный адрес: дом №56 по улице Rue des Trois Freres. Сейчас это начало туристического маршрута под названием «Дом Амели».

«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Разумеется, туристами исхожено за эти 20 лет все: кафе «Две мельницы», где Амели работала официанткой и где разливалась лужицей, увидев Нино. И овощная лавка, в которую Амели часто заглядывала, чтобы запустить руку в тот самый мешок с фасолью (мешок иногда стоит, а иногда нет – но это уже скорее реквизит для привлечения покупателей). На месте и маленький кинотеатрик Studio 28 cinema на Rue Tholoze, в котором Амели смотрела «Жюля и Джима» и ломала «четвертую стену», поворачиваясь лицом к зрителю. И именно Амели изменила отношение парижан к базилике Сакре-Кер: местные считали ее уродливым «вставным зубом» на карте Монмартра, но, когда по ступенькам поднялась Амели и посмотрела с высоты базилики на весь Париж, у всех захватило дух от восторга.

«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, фото
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне
Фото: Кадр из фильма

Кому помогла «Амели» в реальной жизни:

  • композитору Йену Тирсену – он прославился, записав саундтрек к фильму;
  • немецкому художнику Михаэлю Сова – это его картины висят в комнате Амели, и это он придумал ее лучшего (пусть и воображаемого) друга крокодила. Стоимость работ Совы после выхода фильма резко выросла;
  • владельцу кафе «Две мельницы» – теперь прибыль его заведения не зависит ни от финансовых кризисов, ни от коронавируса;
  • тысячам девочек во всем мире (особенно в Японии), которых при рождении назвали Амели;
  • самому Жене, который получил за свой фильм пять «Оскаров», четыре «Сезара», и еще дюжину премий помельче.
События на видео
{{ label }}






Новости партнеров