«Первая дуэль» фото
«Первая дуэль»
Фото: кадр из фильма

«Первая дуэль»: романтика фехтования и борьба суфражисток против самоуверенных мужчин

Венсан Перес ностальгирует по романтической эпохе, когда честь отстаивали на дуэли, а в женщин влюблялись один раз и на всю жизнь.
Ольга Маршева
|
15 Марта 2024
2023
драма
Режиссер Венсан Перес
Франция
IMDb6.7
7.0

Париж, конец XIX века. Дуэли на шпагах в большой моде, фехтуют абсолютно все, включая женщин (правда, те делают это нелегально за закрытыми дверями). Клеман Лазар (Рошди Зем) – старый солдат, не знающий слов любви, повышает репутацию закрытому мужскому клубу, где скрещивают шпаги и студенты, и министры. Сам он фехтует лучше всех, за что носит славный титул «магистр оружия».

Но однажды на не совсем честной дуэли убивают его пылкого племянника. И Клеман рассчитывает поквитаться с убийцей. В дело вмешивается женщина – суфражистка Асти (Дория Тилье), которая не намерена уступать мужчинам ни в чем.

«Первая дуэль» фото
«Первая дуэль»
Фото: кадр из фильма

Когда-то красавчик Венсан Перес сделал себе имя на фильмах «плаща и шпаги», сыграв Кристиана в «Сирано де Бержераке», Ла Моля в «Королеве Марго» и, конечно, Фанфан Тюльпана, потеснив другого эталонного «Фанфана» Жерара Филиппа. Сейчас Пересу 59 (да, мы тоже не молодеем), и он возвращается к любимому жанру в романтической драме «Первая дуэль» уже в качестве режиссера, напоминая, что для истинной любви (а для него фехтование – это точно любовь) не существует возраста.

«Дуэль» выходит почти одновременно с нашим «Онегиным», и велик соблазн сравнить два фильма. Потому что «Онегин», как и «Первая дуэль», тоже ностальгирует по ушедшей эпохе большой романтики. И пусть главный герой совсем не Онегин, зато его племянник – вылитый Володя Ленский, погибший, можно сказать, ни за что. Ну а решительная Асти (между прочим, реально существовавшая женщина) – сестра по духу Танечки Лариной (если бы только пушкинской героине довелось родиться в Париже середины XIX века).

Впрочем, «Онегин» – прежде всего о любви, а «Первая дуэль» – о том, как это все-таки красиво, когда скрещиваются шпаги, а кровь выступает на белоснежном батисте (все помнят сцену дуэли в «Каникулах Петрова и Васечкина»?)

«Первая дуэль» фото
«Первая дуэль»
Фото: кадр из фильма

Сам Перес не удерживается от соблазна, и занимает место по другую сторону камеры, отыгрывая роль кровожадного злодея Лу Бершера. Сцены, где герои фехтуют – до первой (и не только) крови, смотрятся как настоящий экшен (Сарику Андреасяну о таком уровне можно только мечтать), в перерывах между ними можно насладиться достижениями новой эпохи – танцами под первый граммофон, фотосессией, демонстрацией парижских мод, платьем, которое легким движением руки превращается в элегантные шорты.

Перес делает сильный акцент на движении суфражисток: группа отчаянных парижанок противостоит напыщенным самовлюбленным мсье из газет и министерств, которые не хотят воспринимать их всерьез. Но этот акцент, очевидно, вынужденный – по-настоящему Переса занимает только то, насколько хороша героиня Дории Тилье в драке, стиснет ли она зубы и будет ли продолжать фехтовать с раненым плечом? Или поступит, как от нее ждут, упав в обморок?

«Бог создал всех людей разными, кольт уравнял их шансы», – эту цитату с надгробия известного оружейника можно было бы перефразировать в «Первой дуэли» на иной манер: шпага тоже отлично уравнивает в правах и, главное, показывает, чего ты действительно стоишь как личность.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров