Владимир Урин: «Большой театр — это империя!»

«Любой наш спектакль идет под оркестр: от пятидесяти человек до ста и больше. Плюс может быть...
Инна Фомина
|
01 Апреля 2023
Михаил Лобухин и Мария Виноградова
Михаил Лобухин и Мария Виноградова в балете «Анна Каренина»
Фото: Дамир Юсупов/пресс-служба Большого театра

Я выбрал «Двух товарищей» Войновича. Почему-то решил, что справлюсь, но такое произведение для студента оказалось непосильной ношей, и разбор получился чудовищным. У меня и так складывались непростые отношения с Аркадием Иосифовичем Кацманом, который фактически и был мастером на нашем курсе. Педагог он был удивительный, потрясающий, но меня невзлюбил и настоял на двойке. Это я точно знаю, потому что через несколько лет эта история получила интересное продолжение.

Я тогда уже работал в Кирове директором ТЮЗа. Кацман приехал к нам принимать дипломный спектакль «Старый дом» своего ученика Вячеслава Гвоздкова, моего очень хорошего товарища, которого, к сожалению, уже нет в живых (Слава долгие годы работал в Самаре худруком драмтеатра). Я как гостеприимный хозяин повел Аркадия Иосифовича по Кирову. Показываю ему красоты города, мы делимся театральными новостями. И тут Кацман говорит, что сейчас собирается со студентами ставить «Вишневый сад», что он придумал потрясающее решение, и начинает его пересказывать — с воодушевлением, потому как был очень увлекающимся человеком. Я начинаю ему возражать!

Дело в том, что незадолго до этого главный режиссер нашего ТЮЗа Алексей Бородин (сегодня он руководит Российским молодежным театром, который соседствует с Большим на Театральной площади) как раз собирался ставить эту чеховскую пьесу. Мы с ним много обсуждали содержание, персонажей, будущее решение, поэтому я был очень «в материале». Вот и начинаю Кацману возражать: «У вас несколько линий «провисают», а вы всегда говорили нам на лекциях, что если какая-то из линий не попадает в режиссерское решение, значит решение неверное. Не может быть в гениальной пьесе что-то лишнее. Это же ваша логика...» Как же Кацман завелся! В общем, ему было не до красот — мы с ним часа три обсуждали «Вишневый сад»!

Возвращаюсь в ТЮЗ, и тут мне из гостиницы звонит Славка Гвоздков: «Кацман в бешенстве! Чертыхается: «А почему мы тогда Урину двойку поставили, за что?!» Потом с Аркадием Иосифовичем мы были в очень хороших отношениях. Когда я уже жил в Москве, Аркадий Иосифович, приезжая из Питера, всякий раз мне звонил. Я всегда звонил ему, когда бывал в Ленинграде. Он очень часто приглашал меня на свой курс посмотреть, как работают его ребята.

— Вы из-за той двойки сильно расстроились?

— Конечно! Когда ушел из ЛГИТМиКа, думал, что это конец жизни. Я так переживал! А затем поступил в институт культуры, в котором и получил режиссерский диплом. Потом успел в армии в Германии послужить (был медбратом), театроведческий факультет ГИТИСа окончить...

— А какое у вас было первое место работы (не считая рулетчика и почтальона)?

— Я уже его упомянул: мой первый театр — ТЮЗ в Кирове, которым руководил Бородин. Алексей Владимирович меня не знал, я сам пришел и предложил свою кандидатуру (первый и последний раз в жизни). Конечно, я мечтал ставить спектакли, но «творческой» ставки не было, мне предложили административную работу. Я очень удивился, но согласился.

Сначала был помощником режиссера, потом заведующим труппой, а вскоре директор ТЮЗа «ушел на повышение», и Бородин предложил это место мне. Говорят, я стал самым молодым директором театра в СССР — мне было 26 лет. И начались годы потрясающего творчества, мы буквально жили в театре! Когда в 1977 году ТЮЗ поехал на гастроли в Москву, на всех наших спектаклях были аншлаги.

В 1981 году мне предложили возглавить кабинет детских и юношеских театров СТД (тогда еще ВТО). Переехал в Москву и снова попал в потрясающую творческую атмосферу. ВТО тогда проводило множество потрясающих фестивалей. Например, на лаборатории Сергея Васильевича Образцова съезжались сотрудники из всех театров кукол страны. Если кому-то не хватало гостиниц, люди останавливались у меня дома. Поэтому когда на каких-то мероприятиях с моей женой (Ирина Александровна Черномурова, ныне глава отдела перспективного планирования Большого театра. — Прим. ред.) здоровались люди, заводили разговор, она неизменно уточняла: «Скажите, а вы у нас ночевали?» Это была наша семейная шутка... Потом председатель ВТО Михаил Ульянов пригласил меня стать своим заместителем, а затем и первым заместителем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Чем заняться в городе на майские праздники? Посетить выставки!
12 выставок-экспозиций в Москве, в Санкт-Петербурге и Владимире

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог