Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову. «Люсь, знаешь, какая главная ее черта? — спросил...
Ирина Кравченко
|
01 Сентября 2021
Людмила Савельева, Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Витторио Де Сика дал интервью советскому телевидению, рассказав, что приступает к съемкам нового фильма, что ему очень нравятся «Война и мир» Сергея Бондарчука и Наташа Ростова, сыгранная Людмилой Савельевой. И что он специально приехал в Москву — пригласить ее, то есть меня, на одну из главных ролей в будущей картине. Так я пришла в «Подсолнухи», где моими партнерами стали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Фото: РИА Новости

— После роли Наташи Ростовой вы не сразу стали вновь сниматься. Почему, предложения ведь поступали?

— Пока снималась у Сергея Федоровича, отказывалась работать с другими режиссерами. Об этом просил Бондарчук: хотел, чтобы я впервые появилась на экране как Наташа Ростова. Да мне и предлагали вроде бы похожих персонажей, а на самом деле просто наивных, жизнерадостных девочек. Один режиссер сказал: «Это будет Наташа плюс немножко юмора».

Но я вообще не думала играть героиню, хоть чем-то напоминающую ее. Наташа могла быть только одна, здесь я максималистка и после съемок в «Войне и мире» ждала совсем другой, но опять же глубокой роли. Ею стала для меня Серафима Корзухина в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову, снятом Александром Аловым и Владимиром Наумовым.

Пьесу я тогда еще не прочитала: книги Булгакова у нас почти не выходили, во всяком случае, их было не купить. Но из Америки привезла «Доктора Живаго» Бориса Пастернака и смотрела там поставленный по роману американский фильм, в котором отражено время, показанное и в «Беге».

Дух захватывало от того, что прикасаемся к историческому материалу, находившемуся в те годы под запретом, но главное, преображенному пером Булгакова, то есть погружаемся в мир, неведомый нашим современникам, — в мир булгаковских образов.

Алов и Наумов пригласили сниматься известных актеров: Михаила Ульянова, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева... Неповторимым и завораживающим был Владислав Дворжецкий, игравший главную и первую свою роль в кино.

Каждый вечер после съемок мы собирались и допоздна разговаривали, обсуждали, как завтра будем играть. Утром на площадке выплескивали режиссерам все, что придумали. Наумов — мечтатель, фантазер, подхватывал наши затеи, а Алов, самый мудрый из нас, говорил спокойно: «Будем снимать вот так».

Происходившее вне съемок перекликалось с тем, что рождалось перед камерой. Снимали, помню, в старом Пловдиве, где оставались турецкие кварталы, мы ходили по улицам в костюмах своих героев и сидели так в кафе, местные жители привыкли к нам.

Консультантом на картине была Елена Сергеевна Булгакова, прекрасно к нам относившаяся. Вспоминаю, как Влад Дворжецкий — мы снимали в Москве — как-то говорит:

— Люсь, есть хочется, а денег нет.

— Ты знаешь, — отвечаю, — у меня тоже нет.

— Давай позвоним Елене Сергеевне, она нас накормит.

— Давай.

Набираю ее номер и слышу:

— Люся, хорошо, что позвонила!

— Елена Сергеевна, мы с Дворжецким голодные, накормите нас, пожалуйста.

— Конечно. Приходите!

Она жила на Никитском бульваре. Встретила нас в красивом атласном халате с цветами, провела в столовую и хорошо угостила. Затем я попросила: «Очень хочу посмотреть кабинет Михаила Афанасьевича» — и Елена Сергеевна проводила меня туда...

Уже прошло много времени после съемок, уже фильм вышел на экраны и, как рассказывали, на премьеру в Москве невозможно было попасть, а я все помнила ту атмосферу, в которой рождалась картина. Мы с Михаилом Ульяновым жили по соседству, и когда встречались, он признавался: «Люсенька, такой группы, как на нашем «Беге», никогда у меня не было и, наверное, больше не будет».

— Европейские и американские режиссеры тоже ведь приглашали вас в свои картины?

— После успеха «Войны и мира» — много раз. Клод Отан-Лара собирался снимать «Люсьена Левена» по роману Стендаля и звал меня. Ив Чампи хотел сделать «Драму на охоте» по Чехову со мной в роли Оленьки Скворцовой. Итальянцы сколько раз приглашали! Вы не поверите, но Серджио Леоне приезжал в Москву и предлагал мне роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». «Спасибо! — обрадовалась. — Я так счастлива!» Но в Госкино ему, конечно, отказали.

Большинство предложений до меня даже не доходило: чиновники от кино отвечали иностранным режиссерам, что Савельева занята, или еще что-то выдумывали, лишь бы не отпустить на съемки. И не я одна из советских актрис оказалась в такой ситуации, к примеру Татьяна Самойлова тоже.

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но люблю сладкое
Помогут ли сахарозаменители?

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог