Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову. «Люсь, знаешь, какая главная ее черта? — спросил...
Ирина Кравченко
|
01 Сентября 2021
Людмила Савельева, Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Витторио Де Сика дал интервью советскому телевидению, рассказав, что приступает к съемкам нового фильма, что ему очень нравятся «Война и мир» Сергея Бондарчука и Наташа Ростова, сыгранная Людмилой Савельевой. И что он специально приехал в Москву — пригласить ее, то есть меня, на одну из главных ролей в будущей картине. Так я пришла в «Подсолнухи», где моими партнерами стали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Фото: РИА Новости

— После роли Наташи Ростовой вы не сразу стали вновь сниматься. Почему, предложения ведь поступали?

— Пока снималась у Сергея Федоровича, отказывалась работать с другими режиссерами. Об этом просил Бондарчук: хотел, чтобы я впервые появилась на экране как Наташа Ростова. Да мне и предлагали вроде бы похожих персонажей, а на самом деле просто наивных, жизнерадостных девочек. Один режиссер сказал: «Это будет Наташа плюс немножко юмора».

Но я вообще не думала играть героиню, хоть чем-то напоминающую ее. Наташа могла быть только одна, здесь я максималистка и после съемок в «Войне и мире» ждала совсем другой, но опять же глубокой роли. Ею стала для меня Серафима Корзухина в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову, снятом Александром Аловым и Владимиром Наумовым.

Пьесу я тогда еще не прочитала: книги Булгакова у нас почти не выходили, во всяком случае, их было не купить. Но из Америки привезла «Доктора Живаго» Бориса Пастернака и смотрела там поставленный по роману американский фильм, в котором отражено время, показанное и в «Беге».

Дух захватывало от того, что прикасаемся к историческому материалу, находившемуся в те годы под запретом, но главное, преображенному пером Булгакова, то есть погружаемся в мир, неведомый нашим современникам, — в мир булгаковских образов.

Алов и Наумов пригласили сниматься известных актеров: Михаила Ульянова, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева... Неповторимым и завораживающим был Владислав Дворжецкий, игравший главную и первую свою роль в кино.

Каждый вечер после съемок мы собирались и допоздна разговаривали, обсуждали, как завтра будем играть. Утром на площадке выплескивали режиссерам все, что придумали. Наумов — мечтатель, фантазер, подхватывал наши затеи, а Алов, самый мудрый из нас, говорил спокойно: «Будем снимать вот так».

Происходившее вне съемок перекликалось с тем, что рождалось перед камерой. Снимали, помню, в старом Пловдиве, где оставались турецкие кварталы, мы ходили по улицам в костюмах своих героев и сидели так в кафе, местные жители привыкли к нам.

Консультантом на картине была Елена Сергеевна Булгакова, прекрасно к нам относившаяся. Вспоминаю, как Влад Дворжецкий — мы снимали в Москве — как-то говорит:

— Люсь, есть хочется, а денег нет.

— Ты знаешь, — отвечаю, — у меня тоже нет.

— Давай позвоним Елене Сергеевне, она нас накормит.

— Давай.

Набираю ее номер и слышу:

— Люся, хорошо, что позвонила!

— Елена Сергеевна, мы с Дворжецким голодные, накормите нас, пожалуйста.

— Конечно. Приходите!

Она жила на Никитском бульваре. Встретила нас в красивом атласном халате с цветами, провела в столовую и хорошо угостила. Затем я попросила: «Очень хочу посмотреть кабинет Михаила Афанасьевича» — и Елена Сергеевна проводила меня туда...

Уже прошло много времени после съемок, уже фильм вышел на экраны и, как рассказывали, на премьеру в Москве невозможно было попасть, а я все помнила ту атмосферу, в которой рождалась картина. Мы с Михаилом Ульяновым жили по соседству, и когда встречались, он признавался: «Люсенька, такой группы, как на нашем «Беге», никогда у меня не было и, наверное, больше не будет».

— Европейские и американские режиссеры тоже ведь приглашали вас в свои картины?

— После успеха «Войны и мира» — много раз. Клод Отан-Лара собирался снимать «Люсьена Левена» по роману Стендаля и звал меня. Ив Чампи хотел сделать «Драму на охоте» по Чехову со мной в роли Оленьки Скворцовой. Итальянцы сколько раз приглашали! Вы не поверите, но Серджио Леоне приезжал в Москву и предлагал мне роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». «Спасибо! — обрадовалась. — Я так счастлива!» Но в Госкино ему, конечно, отказали.

Большинство предложений до меня даже не доходило: чиновники от кино отвечали иностранным режиссерам, что Савельева занята, или еще что-то выдумывали, лишь бы не отпустить на съемки. И не я одна из советских актрис оказалась в такой ситуации, к примеру Татьяна Самойлова тоже.

1 2 3 4 5 6 7 8
Какой будет погода в Москве в выходные, 6 и 7 декабря — точный прогноз от синоптика Поздняковой
Погода в центральном регионе в предстоящие выходные не сильно изменится. Повышенная облачность и плюсовые температуры сохранятся 6 и 7 декабря, а еще к ним прибавится чисто осеннее явление, совершенно не характерное для зимы. Речь идет про туманы, накрывшие Москву и область и ухудшившие видимость до 500 метров. Как объяснила ведущий специалист информационного агентства «Метеоновости» Татьяна Позднякова, они вызваны повышенной влажностью и отсутствием морозов, однако не таят в себе опасности.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая