Клаудиа Кардинале: «Мастроянни был... слишком шикарный»

«Мне всегда хотелось максимальной свободы, и вот я ею наслаждаюсь».
Мария Адамчук
|
07 Сентября 2011
Фото: Юрий Феклистов

Cекс-символ 60-х годов, она и сейчас, в 73 года, выглядит потрясающе. Если бы красота гарантировала счастье, Клаудиа Кардинале была бы, наверное, самой счастливой и беззаботной женщиной в мире. Но ее жизнь складывалась отнюдь не просто…

— Клаудиа, ваш нынешний приезд в Россию — на фестиваль молодого европейского кино «Voices» в Вологду — для вас не первый?

— Я уже неоднократно бывала в России, в том числе и во времена «железного занавеса», снималась у режиссера Михаила Калатозова в фильме «Красная палатка». У меня был очень красивый партнер по фильму, актер Эдуард Марцевич. Помню сцену, где мы падаем в снег и в обнимку катимся с горы. Снимали ее долго, и все время приходилось падать в снег — это мне-то! Ведь я и в Риме постоянно мерзну! Но в результате в больницу угодила не я, а Марцевич, хотя он-то, казалось бы, должен быть привычным к холоду. Режиссер Михаил Калатозов очень удивлялся. (Смеется.)

— Вы мерзнете в Риме? При этом более двадцати лет живете в Париже, а ведь там холоднее. И вообще, как это вы, легенда итальянского кино, переехали во Францию?

С Марчелло Мастроянни в фильме «Красавчик Антонио» (1960 г.)...
С Марчелло Мастроянни в фильме «Красавчик Антонио» (1960 г.)...
Фото: PHOTO12/FOTOLINK

— Я перебралась во Францию, когда там поселилась моя дочь. Просто хотела быть ближе к ней. Но, знаете, это ведь все относительно — место, где ты живешь. Вернее всего было бы сказать, что я живу на чемоданах. Только и делаю, что собираю и разбираю их, это уже стало моим хобби. В актерской профессии я уже более полувека, и меня все время куда-то приглашают. То как посол ЮНЕСКО я еду в Камбоджу, то уезжаю на съемки в Стамбул, то на фестиваль в Каир. Теперь вот, как видите, приехала в Россию. Что же касается того, почему я не живу в Италии… Я ведь там даже не родилась. Моя родина — Тунис, там я прожила до двадцати лет и, несмотря на то что мои родители итальянцы, родным языком считаю французский. Знаете, вопрос о моей национальности с момента рождения был сложный. (Смеется.) Дело в том, что пуповина обвила мне шею, я чуть не задохнулась, посинела, и моя бабушка, принимавшая роды, закричала: «О господи, у нас родился негритенок!»

— Ваш гражданский муж, режиссер Паскуале Скуитьери, остался в Риме, и все эти двадцать с лишним лет вы живете с ним в разных домах…

— Да, так вышло.

Но оказалось, для того чтобы сохранить брак, не обязательно видеться каждый день — достаточно перезваниваться по десять раз в сутки. Наверное, мы с Паскуале просто оба любим побыть в одиночестве, но при этом все равно нуждаемся друг в друге…

— У вас никогда не возникало желания оформить с Паскуале свои отношения?

— Судя по тому, что я ни разу в своей жизни не была замужем официально, можно сделать вывод, как я отношусь к браку.

Хотя, может быть, я подписала в своей жизни слишком много разных контрактов для съемок в кино и мне совершенно не хотелось подписывать еще хоть один, касающийся моих отношений с мужчиной. Мне всегда хотелось максимальной свободы, и я в результате ею наслаждаюсь.

— Вы говорите, что никогда не были замужем официально… А как же свадьба с вашим первым мужем — продюсером Франко Кристальди?

— О! Это была чистая бутафория. В Италии брак, заключенный в Америке (а мы с Кристальди расписывались в Атланте), юридически не действителен. Кристальди просто хотел меня покрепче к себе привязать, о любви там не было и речи…

Встрече с первым мужем, Франко Кристальди, предшествовал страшный эпизод в жизни Клаудии.

...и с Аленом Делоном в фильме «Леопард». 1963 г.
...и с Аленом Делоном в фильме «Леопард». 1963 г.
Фото: PHOTO12/FOTOLINK

Ей было тогда девятнадцать лет, она еще жила в Тунисе и влюбилась в парня, с которым все никак не могла познакомиться. Один француз предложил помочь девушке — отвезти ее на вечеринку, где должен был присутствовать тот, другой, в которого она была влюблена. Клаудиа поверила и села в машину к малознакомому человеку. Переступив порог дома, в который завез ее француз, она поняла, что ее жестоко обманули и никакого праздника здесь не намечается. Но было поздно — мужчина уже закрыл дверь на ключ. Выйдя из того злосчастного дома несколько часов спустя, Клаудиа решила никому не рассказывать о том, что ее изнасиловали, но твердо решила покончить с собой — оставалось только выбрать время и способ это осуществить. Спас ее счастливый случай: в то время Клаудиа зарабатывала на жизнь, торгуя лотерейными билетами.

С первым мужем Франко Кристальди. 1970 г.
С первым мужем Франко Кристальди. 1970 г.
Фото: getty images/fotobank.ru

И вот она отправилась продавать билеты в место большого скопления публики — на конкурс красоты: там выбирали самую красивую итальянку Туниса. В хмуром настроении она без особого интереса поглядывала на сцену, где прогуливались красавицы… И вдруг чьи-то руки подхватили ее и со словами «Вот она, самая красивая итальянка» поставили на сцену. Не успела девушка опомниться, как ей надели через плечо ленту победительницы! Вообще-то Клаудиа не только не считала себя красавицей, но, напротив, мучилась сознанием собственной непривлекательности. И когда ее, 14?летнюю, французский режиссер-документалист Рене Вотье в числе нескольких десятков других девушек отобрал для съемок фильма про Тунис — недоумевала. Все девушки были наряжены в арабские покрывала, но в последнем кадре с лица Клаудии покрывало сдувал ветер и на экране возникал ее крупный план.

Но и это не убедило Клаудиу, что окружающие отнюдь не считают ее такой уродкой, как думает она сама… Потом ей дали еще одну эпизодическую роль, словом, к восемнадцати годам Клаудиа уже успела слегка пригубить «сладкого яда кинематографа»… А тут — нежданная победа в конкурсе красоты и в качестве награды — поездка на Венецианский кинофестиваль. На фестивале ее заметили, и продюсер Франко Кристальди пригласил Клаудиу приехать в Рим для переговоров о роли. Но тут выяснилось, что девушка беременна. Как сказать об этом родителям и вообще что делать — она не представляла… В конце концов решила предоставить событиям идти своим чередом и, никому не сказав о беременности, поехала в Рим. Утягивая растущий живот, она успела сняться в трех картинах!

Кардинале со своим 8-летним сыном Патриком (1967 г.)...
Кардинале со своим 8-летним сыном Патриком (1967 г.)...
Фото: APPHOTO/FOTOLINK

Только к восьмому месяцу Франко Кристальди наконец заметил, в каком положении находится его подопечная. И взялся устроить дело. Он отправил Клаудиу рожать в Лондон — тайно, велев никому не говорить. «Если узнают о том, что ты рожаешь без мужа, — твоей карьере конец, от тебя отвернутся и режиссеры, и зритель», — сгущал краски продюсер. Он сам поговорил с родителями Клаудии и убедил их выдать внука за собственного сына. До семи лет даже сам Патрик думал, что он не сын, а брат Клаудии! И все по милости Франко Кристальди… Впрочем, женившись через несколько лет на Клаудии Кардинале (действительно, это произошло в Атланте), он ­усыновил Патрика, правда, без права наследования…

— Клаудиа, в 60-х вы снимались с Марчелло Мастроянни, Аленом Делоном — словом, с потрясающими мужчинами.

Вы сама — неотразимая красавица, при этом — никаких романов на съемочной площадке…

— Мастроянни очень старался меня соблазнить, просто наизнанку выворачивался. Но устоять перед натиском этого и впрямь шикарного мужчины мне было нетрудно. Дело в том, что мужчина он был… слишком шикарный. Женщины к его ногам падали штабелями, и он это снисходительно принимал. Я его раскусила: поняла, что, если я тоже упаду, Мастроянни тут же потеряет ко мне всякий интерес. А если буду сопротивляться, его это заденет и он всю жизнь будет пытаться завоевать меня. Так в результате и получилось. (Смеется.) А если честно, мне в тот момент было не до романов. С Мастроянни я снималась в фильме «Восемь с половиной» у Федерико Феллини и одновременно — у другого великого режиссера — Лукино Висконти в «Леопарде».

Это было нелегко, тем более что одному я была нужна брюнеткой, другому — блондинкой. И дважды в неделю мне приходилось перекрашиваться, представляете? Так вот, в «Леопарде» моим партнером был Делон — мы играли влюбленных. И Лукино делал все для того, чтобы у нас и в жизни закрутился роман. Когда снимали сцены нашего с Делоном поцелуя, режиссер просил нас делать бесконечное количество дублей и все время повторял: «Клаудиа, мне нужно видеть твой язык!» — то есть хотел, чтобы я целовалась по-настоящему, не халтурила. Но и с Делоном мы так и остались парой только на экране.

Впрочем, Франко Кристальди пристально следил за тем, чтобы не допустить жену до измены. Они никогда не жили вместе, у каждого была своя квартира, но весь кинематографический мир знал, что Клаудиа и Франко — пара.

Его пресс-агент следовал за ней во всех поездках, получив задание ни на минуту не спускать глаз с Клаудии и обо всем докладывать хозяину. То же самое делали шофер и секретарша. Без соглядатаев актриса не могла даже выйти из офиса кинокомпании, чтобы купить себе пару чулок. Ей все теснее становилось в тисках мужа и его кинокомпании, которая навязывала ей один неудачный фильм за другим. И тут в жизни Клаудии появился человек, сумевший разом освободить ее и от кабальных пут контракта, и от ненавистных брачных уз: ее нынешний муж, режиссер Паскуале Скуитьери, пришел к Клаудии домой, чтобы предложить сняться в его фильме. Довольно быстро они поняли, что жить друг без друга не могут. Кристальди, узнав обо всем, попытался вскрыть себе вены, а когда у него ничего не вышло, достал пистолет и предложил Клаудии застрелиться вместе с ним.

...и с дочерью Клаудией. 2007 г.
...и с дочерью Клаудией. 2007 г.
Фото: BESTIMAGE/FOTOLINK

Но Кардинале не собиралась умирать — она хотела жить, причем с любимым человеком. Тогда разъяренный Кристальди попытался перекрыть неверной возлюбленной и удачливому сопернику все каналы. Но бойкот по отношению к Кардинале длился недолго — режиссер Франко Дзеффирелли не побоялся пойти на конфликт с влиятельным Франко Кристальди и предложил ей роль в фильме «Иисус из Назарета». Кинематографическая карьера Кардинале была спасена!

В сорок лет Клаудиа стала матерью во второй раз — у них с Паскуале родилась девочка, которую тоже назвали Клаудией. Немногим раньше в семье случилось еще одно прибавление — сын Патрик преподнес своей знаменитой матери внучку…

— Ваши дочь и внучка — ровесницы, не так ли?

— О да!

Это очень забавно. Думаю, немногие женщины могут похвастаться таким поворотом событий. Клаудиа и Люсиль всегда были очень дружны, и было ужасно забавно наблюдать, как они росли – ровесницы, но при этом моя дочь все время норовила поучать Люсиль, говорила: «Я же твоя тетя, ты должна меня слушаться! (Смеется.)

— Как вы думаете, у позднего материнства больше плюсов или минусов?

— Рожая ребенка в сорок лет, делаешь это уже более сознательно, чем в двадцать. А я — за осмысленное материнство! Хотя я не очень типичная мать. Обоим своим детям я дала независимость очень рано.

Клаудиа и ее второй муж Паскуале Скуитьери
Клаудиа и ее второй муж Паскуале Скуитьери
Фото: BLACK ARCHIVES/FOTOLINK

Патрик уехал жить в Нью-Йорк, когда ему не было еще двадцати лет. А Клаудиа и вовсе стала жить одна, когда ей только исполнилось четырнадцать. Ее отец был просто разъярен тем, что я ей это разрешила, ведь Паскуале неаполитанец, и ему такой стиль воспитания совершенно непонятен. Он был в бешенстве, зато дочь — в восторге. Но при этом я всегда оставалась другом и сыну, и дочери, общалась с ними много. С дочерью мы вообще как подружки, секретов у нас нет. Мне было очень важно, чтобы дети получили международное образование, поэтому Патрик учился в Нью-Йорке, а Клаудиа в Лондоне. Да, мы виделись в этот период нечасто, но мне кажется, быть такой мамой, как я, все-таки лучше, чем держать своего ребеночка около юбки до тридцати лет. Они же потом вообще не хотят от мамы уходить! Кстати, такая проблема существует в Италии: там очень много семей, где великовозрастные дети живут с родителями.

Мне такого не хотелось.

— Вы поразительно выглядите. Ваша красота, подарившая вам мировую славу, не увядает с годами…

— О нет, главным моим козырем никогда не была красота. Первый критик, который обо мне высказался, был Пьер-Паоло Пазолини, и он сказал, что главное у меня — это таинственный взгляд. Вот этот взгляд и подарил мне мировую славу.

— И все-таки вы очень красивая женщина. Приходилось вам идти на какие-то особенные жертвы ради красоты?

— Сразу хочу вам сказать, что я никогда не делала лифтинг. Я категорически против этого.

«Красота никогда не была моим главным козырем...»
«Красота никогда не была моим главным козырем...»
Фото: Юрий Феклистов

Хотя боль во имя красоты претерпевать все-таки приходилось. Например, на съемках исторических фильмов меня зашнуровывали в корсеты, и это было ужасно! Проведя целый съемочный день в таком корсете, я потом его снимала и обнаруживала буквально кровавое месиво там, где еще с утра была талия. Но зато Ален Делон обхватывал мою талию пальцами, и это было, несомненно, красиво.

— Так все-таки, как вы заботитесь о внешности? Откроете фирменный секрет Клаудии Кардинале?

— Открою, конечно. Главное — не делать лифтинг! (Смеется.) А если серьезно: надо жить активно. Все время что-то делать, не сидеть на одном месте. Впрочем, иногда я с удовольствием отдыхаю, приезжаю в свой любимый дом в Париже и иду гулять по любимым улочкам.

Иногда что-нибудь готовлю, но это занятие я вряд ли могу назвать своим хобби, потому что ем всегда очень мало, как птичка буквально.

— Так вот же он, ваш секрет!

— А что? Очень может быть! Хотя я должна сделать вам признание. Могу отказаться от любой еды, но если вижу шоколад — теряю волю.

— Если бы у вас была возможность с нынешним вашим опытом оказаться в прошлом, чего бы вы попытались избежать?

— Знаете, есть такое арабское слово «мактуб», оно означает: «все написано на небе», или, проще говоря, «судьба». Я уверена, что если то или иное событие в вашей жизни произошло, значит, его никак нельзя было избежать.

Ни о чем и никогда нельзя сожалеть. В этом я уверена на сто процентов.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая