Как-то одна актриса сказала: «Почему иногда говорят, что живут в роли? Нет, я не живу — я играю». И я ахнула! Думаю: я-то не играю, а именно живу. Вся выкладываюсь, у меня после съемок иногда сердце болит, долго еще не могу отойти от снятой сцены. Решила, что, наверное, неправильно что-то делаю. Но однажды смотрела передачу с Фаиной Раневской, и ей журналист сказал: «Вы так играете!» А она деликатно заметила, что не играет, а живет. И я почувствовала такое облегчение!
— Скажите, почему в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой» ваша героиня погибает? Ведь в сценарии трагического исхода не было.
— Его предложила Сергею Александровичу я. Моя Ксения до войны — прима Камерного театра, театр разогнали, ее сослали в Казахстан, где ни привычной среды, ни средств к существованию, муж уходит к другой и наконец, ее нагло обманывают. Человека загнали в тупик. Говорю Соловьеву: «Сергей Александрович, Ксения не сможет жить». Тогда он промолчал, а перед самой премьерой сказал: «Люсь, там для тебя есть кое-что интересное». Я посмотрела фильм и узнала, хотя это не было показано впрямую, что моя героиня покончила с собой.
— Сергей Соловьев пригласил вас и в «Анну Каренину».
— Я называю его поэтом кинематографа, он чудесный режиссер. Прекрасно понимает актерские возможности: знает, какую роль я могу играть, а какую нет.
— И что не можете сыграть?
— Например злодейку — это не мое. Всегда точно знала: это не буду, а это сделаю, смогу создать образ. Никогда не стремилась сниматься много, но выбирала хорошие предложения, чтобы роль, как моя Наташа Ростова, была неповторимой. Такой, какая у меня еще в одном из любимых фильмов — «С вечера до полудня» Константина Худякова. И важна драматургическая основа: с самого начала мне поставили высокую планку — Толстой! — и я не могла ее снижать. А лишь бы сняться и заработать деньги — никогда этим не занималась. Если не было предложений — ничего страшного, ждала. И дожидалась.
— То есть не пускали жизнь на самотек и в главном придерживались выбранной линии?
— Не знаю, но я не прагматик совершенно. Просто, по-моему, надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают.
— Вы замечаете в жизни чудеса?
— А как же! Чудо, что я родилась и выжила в блокаду. Что меня приняли в балетное училище и я выходила на сцену солисткой, да в каком театре! Что Бондарчук позвал сняться в роли одной из лучших героинь русской литературы и моя Наташа завоевала любовь людей по всему миру. Что не имея актерского образования, снималась у лучших режиссеров и с талантливейшими партнерами. Чудо, что уже столько лет живу с любимым человеком. Всякие неприятности по сравнению с этими подарками — так, ерунда.