Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову. «Люсь, знаешь, какая главная ее черта? — спросил...
Ирина Кравченко
|
01 Сентября 2021
Людмила Савельева с Вячеславом Тихоновым
Все актеры меня любили, оберегали, хотели помочь, я же была маленькой по сравнению с ними. С Вячеславом Тихоновым в сцене первого бала Наташи Ростовой
Фото: Union West Archive/vostock photo

На следующий день привезли на «Мосфильм», надели темный парик — у меня были светлые волосы — и платьице, дали в руки куклу... и я ощутила себя другой. Выскочила на съемочную площадку и все сыграла.

«Знаете, — произнес Сергей Федорович, совершенно иначе глядя на меня, — в вас есть что-то от Наташи Ростовой». И я почувствовала, что теперь понравилась ему, а когда нравлюсь, все сделаю как надо.

Стали вызывать на кинопробы с разными актерами, последней была сцена объяснения в любви с князем Андреем, которого играл Вячеслав Тихонов. Мне предстояло заплакать, чего я не умела, помог Иннокентий Смоктуновский. Поначалу он пробовался на роль князя Андрея, но Григорий Козинцев утвердил его в свой фильм «Гамлет», и Смоктуновский выбрал принца датского. Однако на пробах у Бондарчука в тот день присутствовал.

Я стояла лицом к камере, а Иннокентий Михайлович — спиной, и когда произнесла «Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно», увидела, что у Смоктуновского текут слезы. И я тоже заплакала, не могла остановиться.

Понемногу, от одной отрепетированной сцены к другой, я влюблялась в Наташу и чувствовала: хочу сыграть ее, очень хочу. Уехала в очередной раз в Ленинград, и вдруг приходит телеграмма: «Поздравляем нашу Наташу Ростову». Так я стала Наташей.

— То, что у вас не было опыта драматических ролей, не мешало?

— Нет, в училище воспитывали на классике — балет, опера, симфоническая музыка, произведения Толстого, Бунина, Чехова, и все это помогло сыграть Наташу. К тому же Сергей Федорович был не только замечательным режиссером, он прекрасно знал актерскую природу и умел к каждому найти подход. Никогда мы не репетировали с ним в привычном понимании, а просто разговаривали о том, что снимаем, он знал: со мной репетировать нельзя — у меня первые дубли самые лучшие, в них проявляется моя непосредственность. Если снимался крупный план без партнера, Бондарчук стоял возле камеры, немного позади нее, и по его лицу я могла все прочесть.

Вспоминаю, что перед одной из сложных сцен — той, где Наташа кричит: «Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете!», — я, как требовалось, лежала, закрыв лицо руками, и было страшновато. Партнерше, актрисе Елене Тяпкиной, игравшей княгиню Ахросимову, Сергей Федорович все повторял: «Вы умница, молодец!» А я лежу и думаю: у меня сейчас сцена со слезами, с истерикой, а Бондарчук в мою сторону — ни слова, как быть-то? Наконец слышу: «Давай, Люся», — и все. И так я него разозлилась, что закричала: «Вы все меня ненавидите!» Сняли, Сергей Федорович смотрит довольно. Оказывается, он меня хитростью подготовил к той сцене.

— Вы не робели, будучи на съемочной площадке рядом с известными актерами?

— Они все меня любили, оберегали, хотели помочь, я же была маленькой по сравнению с ними. Например Виктор Яковлевич Станицын привозил мне пористый шоколад. Я не очень люблю шоколад, но была приятна его забота. Мне вообще везло на партнеров.

— Балет вы уже оставили?

— Поначалу в перерывах между съемками ездила в Ленинград, танцевала свои партии. Возвращалась в Москву — и опять на площадку, а в свободное время бежала в Большой позаниматься. Тяжело было, и в один «прекрасный» момент я начала падать в обмороки.

Директор «Мосфильма» и Сергей Федорович вызвали меня на разговор:

— Люся, тебе надо выбрать — либо балет, либо кино.

А я уже втянулась в роль, поэтому ответила:

— Буду играть Наташу Ростову.

Все произошло естественно, но потом мне снились, да и сейчас снятся сны о балете. То танцую Жизель, то бегу в Кировский театр и вдруг спохватываюсь — забыла пуанты, и сон прерывается. Нет, балет меня долго не отпускал.

— Мысли вернуться не возникало?

— А как вернуться? Меня ведь взяли солисткой, и теперь прийти в кордебалет? Мне уже и сниматься было очень интересно, нравилось играть других людей, перевоплощаться.

«Война и мир» — история нескольких лет моей жизни, поэтому я просто сроднилась с Наташей. Думалось, ночью меня разбуди и спроси, как она поступила бы в том или ином случае, отвечу. Когда закончились съемки, почувствовала пустоту: как жить дальше после такой роли? Но начались поездки с картиной по миру — ее надо было продвигать, кроме того, повсюду хотели видеть Наташу Ростову, и я продолжала существовать в атмосфере романа Толстого и фильма Бондарчука.

1 2 3 4 5 6 7 8
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая