Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры «Секретного фарватера» письма на киностудию приходили мешками — правда большинство...
Анатолий Котенев
Никто не знает, что ждет впереди. Надо радоваться каждому дню. Когда меня спрашивают «Как жизнь?» — улыбаюсь: «Спасибо, удалась». И не кривлю душой
Фото: предоставлено Творческим содружеством Артель

Медицинским справкам никто из присутствовавших на разбирательстве, конечно, не поверил. Нам бы признаться — может, и наказание не было бы таким суровым, но я уперся: «Болели». В результате влепили по строгому выговору, на полгода лишили стипендии и не пустили в Венгрию, куда весь курс ехал по обмену. Ну и меня, понятно, убрали из старост.

Стали с Гармашом думать, как возвращать долги и на что жить. Устроились дворниками на несколько участков, постоянно сдавали кровь, получая за это талоны на горячее питание и двести граммов (!) красного вина. Я еще вечерами рисовал юмористические картинки, которые отправлял в журналы и газеты. Рисунки публиковались в «Крокодиле», «Московском комсомольце», «Смене», а один — чем особенно горжусь — в «Литературной газете». За каждый получал гонорар от трех до пяти рублей.

В восьмидесятые дипломные спектакли смотрели худруки и главные режиссеры всех столичных театров, а еще специально приезжали «вербовщики» с периферии. Гармаша заприметила Галина Волчек, которой как раз не хватало такой краски, поселила в общежитие, сделала московскую прописку. Случай редкостный, потому как действовало жесткое правило: при отсутствии в паспорте штампа о регистрации в столице актеров в труппы не брать. Меня звали в пять театров, но каждый раз, узнав об «ущербности», разводили руками: дескать, рады бы, но никак. Некоторые советовали заключить фиктивный брак, однако цены за услугу в этом расхожем промысле были ломовыми...

В тот вечер играли спектакль «Наш городок» — единственный из пяти дипломных, где у меня была не главная, а совсем крошечная роль. Герой Володи Ершова говорит «Посмотрите, какая луна!» — а мой персонаж отвечает: «Да уж...» Смешно, но именно этой единственной репликой я и заинтересовал главного режиссера Минского театра-студии киноактера Бориса Ивановича Луценко, предложившего:

— Поедемте к нам. В театре как раз не хватает актера с вашими данными, выделим комнату.

Поскольку это было еще до турне по московским театрам, ответил:

— Показы только начинаются. Может, еще здесь останусь.

Ага, размечтался. Убедившись, что в Москве не закрепиться, поехал в Питер. После прослушивания в Ленинградском театре музкомедии (пел я всегда неплохо и сейчас позволяю себе на творческих вечерах исполнить пару песен) главный режиссер, ставленник Товстоногова Владимир Воробьев сказал: «Да, тенор стенобитный. Да еще и мхатовское образование. Конечно возьму. Первые полгода в хоре, ну а потом и роли пойдут».

Выбрался на улицу, стою и думаю: «Ну и чего я забыл в музкомедии?» По городу висят афиши только что выпущенной киностудией «Беларусьфильм» шикарной картины «Белые росы», которую мы с друзьями уже успели посмотреть, и я, наивный чукотский юноша, продолжаю мысль: «Если приму предложение Луценко — буду сниматься в таких же замечательных фильмах!» Беру билет до Москвы и утром следующего дня звоню сказать, что согласен...

В Минском театре-студии меня будто только и ждали, чтобы свалить половину репертуара. С ходу ввели в несколько спектаклей, начались читки новых пьес. На пробы и съемки уезжал с боем, постоянно слыша упреки:

— Мы вас зачем взяли? Чтобы тянули репертуар, а вы опять ставите нас в безвыходное положение!

Пытался возразить:

— Но я же служу в Театре киноактера!

— Так надо уметь разумно сочетать!

И все-таки я умудрялся сниматься. Кинодебют состоялся в трехсерийном «Неизвестном солдате», где играл роль второго плана. Потом получил и главную. Режиссер Дудин увидел меня мельком на «Беларусьфильме». В актерском отделе фотографии почему-то не оказалось, но по описанию сотрудницы предположили, что это могу быть я. Позвали, дали домашний адрес режиссера. Увидев меня на пороге, Виталий Андреевич вместо приветствия облегченно выдохнул: «Уф! Хотя бы тот!»

Пробы проходили в Одессе. Через несколько дней после возвращения в Минск получаю телеграмму: «Поздравляю утверждением на главную роль в фильм «Матрос Железняк» тчк Режиссер Дудин». Если бы у меня спросили, что такое счастье, в первую очередь вспомнил бы момент, когда молодым, начинающим актером держал в руках ту телеграмму.

Отец очень ждал премьеры «Матроса Железняка», но не дождался. Картину положили на полку — в западной прессе появилась публикация, где утверждалось, что пуля в грудь романтику революции Анатолию Железнякову прилетела не от бойцов генерала Шкуро, а от кого-то из своих. Да и личность самого Железняка чиновникам от кинематографии показалась идеологически не выверенной. «Секретный фарватер» папа тоже не увидел — ушел, когда фильм еще снимался.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Как составить экономное меню на Новый год — потратите 2 тысячи, а накормите 8 человек
Мы привыкли, что в Новый год стол должен ломиться от еды, однако не у всех финансовые возможности позволяют тратить большие деньги на застолье, но и собрать гостей на праздник хочется. Выйти из положения можно, составив экономное меню, не требующее существенных вложений. Если правильно выбрать блюда, то придется купить продуктов лишь на пару тысяч рублей, однако их хватит на то, чтобы накормить 8 человек.

Звезды в тренде

Джиган
певец, рэпер, хип-хоп исполнитель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Юра Борисов
актер театра и кино
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая