Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры «Секретного фарватера» письма на киностудию приходили мешками — правда большинство...
Анатолий Котенев с Ларисой Гузеевой
К отождествлению с персонажем из «Секретного фарватера» я относился без досады — напротив, в душе было сплошное ликование: «Ну вот, все и случилось как мечтал!» С Ларисой Гузеевой
Фото: Одесская киностудия

После дембеля, отдохнув дома пару месяцев, вернулся в Свердловск. Уже один — Большов остался в Москве. Туда же успели перебраться двое других друзей, приобретенных на первом курсе: один поступил в Школу-студию МХАТ, второй — в ГИТИС. Это тоже раззадоривало мои столичные амбиции. Сдав зимнюю сессию, пришел к мастеру курса Агурову, замечательному педагогу, у которого учился автор «Белого солнца пустыни» и «Звезды пленительного счастья» режиссер Владимир Мотыль. Начал без предисловий:

— Евгений Николаевич, я решил уйти из училища.

— Почему?! — искренне огорчился мастер. — Мы возлагали на вас большие надежды.

— Стал сомневаться, мое ли это дело — актерство...

— Может, я не устраиваю вас как педагог?

— Нет, дело не в вас, а во мне.

— Что ж, держать не имею права, — в голосе Агурова сквозили обида и сожаление.

Родителей мое решение тоже расстроило: гордились, что сын сам, без блата, поступил в училище, мечтали, что скоро увидят в кино или на сцене, — и вот пожалуйста... Упреков не услышал, но все равно чувствовал себя не в своей тарелке. Устроился художником на одно из невинномысских предприятий, бесконечно рисовал скучные графики с человеко-часами и тонно-километрами, а получая заказ на стенд для пионерлагеря или стенгазету, чувствовал себя почти счастливым — как ни крути, все же творчество. Поскольку ставки художника на предприятии не было, меня оформили слесарем-маляром пятого разряда.

Проработал «живописцем» полгода, а летом, это был 1980 год, позвонил Володя Большов: «Чего сидишь в своем Невинномысске? Олимпиада закончилась — приезжай в Москву, будем поступать в театральный!»

Приехав в столицу, первым делом отправился во ВГИК — знал, что актерский курс там набирает Евгений Матвеев, которого запомнил и полюбил еще в детстве, посмотрев «Поднятую целину». Был убежден: легендарный актер сразу скажет да и возьмет под свое крыло. Присутствовала во мне некая хамская самоуверенность: столько миниатюр в армии сыграл, да еще полтора года в театральном проучился!

Настал день прослушиваний. За длинным столом сидит приемная комиссия, в центре — сам мэтр. Начинаю читать с удалью:

— Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез...

Матвеев останавливает:

— Может, ты не разобрался? Эти строки должны звучать иначе... — и с высоты прожитых лет заводит раздумчиво-печально: — «Эх вы, сани... А кони, кони...»

Дочитав до конца, Евгений Семенович просит меня занять свое место и приглашает другого абитуриента.

В ту пору Матвеев готовился к творческому вечеру и в чтецкую программу включил стихотворение Есенина про «сани и коней». Если бы я об этом знал, конечно, внес бы изменения в репертуар. Но что после драки кулаками махать? Случилось как случилось: оставили меня Евгений Семенович и ВГИК за бортом.

Спустя пятнадцать лет встретились на банкете в честь участников Минского международного кинофестиваля «Лістапад». Матвеев привез на форум только что законченный фильм «Любить по-русски». Немного выпив и оттого осмелев, подхожу к режиссеру:

— Евгений Семенович, вы, наверное, не помните, но я поступал к вам во ВГИК... — и стал рассказывать историю со стихотворением.

Было понятно, что он не помнит, но выслушал внимательно, а в финале виновато развел руками:

— Ну извини — недоглядел!

Компенсацией за давние страдания стало приглашение на роль полковника Рубашкина в фильм «Любить по-русски 2» — к слову, в третьей части мой герой дослужился аж до генерала. Работать с Матвеевым было в удовольствие, единственный минус — крохотные гонорары. Вторая часть трилогии снималась на народные деньги — люди присылали на адрес «Москва, «Мосфильм», Матвееву Е.С.» письма, вместе с которыми вкладывали в конверты свои сбережения.

В «Щуку» я пришел с торчащими из-под бинтовой повязки толстыми как сосиски синюшными пальцами. Перед отъездом из дома играл со своей овчаркой, и Джек сильно поцарапал мне руку. В Москве рана стала нарывать... Нашу десятку прослушивала дочь ректора Захавы — Наталья Борисовна. Первым делом, конечно, вопрос:

— Что с рукой?

Объясняю: возился с собакой, поцарапала.

— Собаку проверяли? Не бешеная?

После того как прочел басню Михалкова «Лев и ярлык», Наталья Борисовна спрашивает:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Как составить экономное меню на Новый год — потратите 2 тысячи, а накормите 8 человек
Мы привыкли, что в Новый год стол должен ломиться от еды, однако не у всех финансовые возможности позволяют тратить большие деньги на застолье, но и собрать гостей на праздник хочется. Выйти из положения можно, составив экономное меню, не требующее существенных вложений. Если правильно выбрать блюда, то придется купить продуктов лишь на пару тысяч рублей, однако их хватит на то, чтобы накормить 8 человек.

Звезды в тренде

Джиган
певец, рэпер, хип-хоп исполнитель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Юра Борисов
актер театра и кино
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая