— Как рождался следующий шедевр — «Бриллиантовая рука»?
— Однажды сценаристам Якову Костюковскому и Морису Слободскому на глаза попалась заметка о том, как швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе. Сценаристы уже полюбившихся зрителям «Приключений Шурика» вдохновились находчивостью преступников и придумали идею нового фильма.
Но к вывозу драгоценностей в СССР относились серьезно, а художественный совет пройти нужно. Поэтому драгоценности решили не вывозить, а ввозить.
По сюжету изворотливый преступник по кличке Шеф закапывает нелегально ввезенные драгоценности в землю, а потом как бы случайно находит их под видом клада, получая свои законные проценты от государства. Даже настоящие преступники до такого вряд ли додумались бы.
Тридцать первого октября 1967 года в творческом объединении «Луч» состоялось обсуждение сценария картины «Контрабандист». Вопреки названию, это был не детектив, а комедия: история об обывателе-недотепе, который попадает в эпицентр криминальной схемы. Главного героя сразу писали под Юрия Никулина. А вот с другими персонажами все было не так просто. Надо сказать, несмотря на то что к началу съемок «Бриллиантовой руки» Андрею Миронову было всего 27 лет, он был уже достаточно известным артистом и относился к кинематографической золотой молодежи. Однако таких бомбических ролей, как в «Бриллиантовой руке», у него еще не было. Вначале в роли Геши Козодоева должен был сниматься Георгий Вицин, но режиссер решил отдал роль Миронову.
Фильм снят 55 лет назад, но телезрители до сих пор цитируют вечную комедию Леонида Гайдая: «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Руссо туристо облико морале», «Куй железо, не отходя от кассы»...
Что интересно, фильма в привычном виде могло и не быть. И тому была масса причин. Например, по словам оператора-постановщика Игоря Черных, в первоначальной версии у героев картины были другие имена. Так, Геша и Лелик имели прозвища Граф и Механик.
— Какие забавные истории происходили на съемках этой комедии?
— Июнь 1968 года. Натурные съемки «Бриллиантовой руки» проходили в Адлере, на берегу Черного моря. Всех актеров и членов съемочной группы разместили в гостинице «Горизонт», в подвале которой отвели место под костюмерную и реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Семена Семеновича Горбункова, куклу, сделанную из папье-маше. Ее предполагалось сбрасывать с высоты пятисот метров при съемке эпизода, где Семен Семенович выпадает из багажника подвешенного к вертолету «москвича». Чтобы кукла не пылилась, ее прикрыли простыней. Так она и лежала на ящиках.
Однажды любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и... обнаружила мертвого артиста Никулина. С диким воплем уборщица бросилась прочь. По адлерской гостинице пронесся слух: «Погиб Никулин!» Через час о «смерти» знаменитого актера знали не только в Адлере, но и в других городах нашей страны, потому что уборщица по совместительству работала в аэропорту. Когда слухи дошли до самого Юрия Никулина, он немедленно позвонил в Москву маме. Получилось почти по Марку Твену: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».