Такой вот сценарий из девяностых. Но история Барона меня продолжала держать. Прошло время, и в Москве, когда мы получали «ТЭФИ» за «Ментов», я увидел в зале Гусинского, владевшего в ту пору НТВ. Будучи по причине получения «ТЭФИ» не совсем трезвым, я подошел к нему и рассказал об истории Барона: «Профинансируете — мы снимем сериал». Так «Барон» получил второе рождение, уже телевизионное.
Потом начались поиски актера. Одним из претендентов был Константин Райкин, другим — Александр Розенбаум, я даже с ними встречался. Но однажды мне пришла в голову идея: взять Нодара Мгалоблишвили. Сказано — сделано. В то время он был человеком уже пожилым, а в некоторых эпизодах сериала должен был появляться в кадре молодым. Проблему эту решали непросто. Героя мальчиком играл Ян Хенкин, молодого Барона — Борис Хвошнянский, а два возраста — средний и пожилой — Нодар играл сам.
Для того чтобы добиться разницы во внешности, гример Лена Козлова делала ему сложный массаж лица, омолаживающий кожу. И вот, помню, подходит ко мне Нодар и жалуется: «Я нэ знаю, что она дэлает. Она мнэ глаза видавливает!» Но массаж явно помог: он сыграл себя в возрасте тридцати — сорока лет. Актер плохо говорил по-русски, с сильным акцентом, и мы его потом переозвучивали.
— Говорят, что вы первооткрыватель. Вывели в мир таких актеров, как Андрей Краско, Михаил Пореченков, Сергей Бехтерев, Игорь Лифанов, там еще длинный список. Это действительно так?
— Продолжу список: тут и Володя Кошевой, и Полина Филоненко, много еще народа. Видимо, я унаследовал это от отца, которого называли «актерским режиссером». Многие актеры признавались ему в любви, а Леша Баталов называл отца «папа Карло».
Конечно, я не специально занимаюсь открытием новых имен, но мне удается распознать в малоизвестном актере какие-то его струны, которые могут в кадре зазвучать. Это иррационально и необъяснимо, но я говорю с актером и вижу по его мимике, реакции, что он может сыграть то, что мне нужно.
И потом — что значит я открыл Сережу Бехтерева? Он, начиная работать со мной, уже был лауреатом Государственной премии. Другое дело, что удостоен ее был за театральные работы, а вот главную роль в кино впервые сыграл у меня в «Арифметике убийства». Приходилось все время делать ему замечания. Ведь театр и кинематограф — разные стихии. В итоге мне удалось его театральные привычки сломать. Зато он стал получать от Льва Додина замечания в театре на репетициях и потом снова переучивался — вот такая война была театра с кино. Если говорить серьезно, Бехтерев был гениальным артистом, и теперь, когда я смотрю передачи, в которых называют гениальными абсолютно посредственных актеров, вспоминаю Сережку.