— Много людей, о которых вы рассказываете, ушли. Чья потеря переживалась особенно больно?
— Я человек-интроверт и редко с кем сближаюсь в быту: с актерами общаюсь больше на съемочной площадке. Самой ужасной для меня стала потеря Сережки Бехтерева — именно в творческом измерении. Мы были дружны, близки, и он был совершенно святым человеком в каких-то своих проявлениях, а в каких-то человеком из ада. Я считаю Сережу великим актером, без него я осиротел. И Андрей Панин, с которым я встретился на «Преступлении и наказании», гениальный артист. Отягченный всеми актерскими болезнями, но удивительный. Конечно, его потеря не так переживалась, потому что мы не успели сойтись по-человечески. Вообще, таких потерь масса: начиная с Олега Борисова и еще на два листа список... И конечно, Леша Баталов, у которого я еще малышом сидел на коленях и который был своим в нашей семье. Вся моя жизнь была связана с ним, я очень многим ему обязан. Баталов вдохновлял меня своим примером и был настоящим русским интеллигентом, он много для меня значил.
— Вы признались, что жена полностью посвятила себя семье. Она сама так решила?
— Я настоял, чтобы Нина бросила работу и посвятила себя семье. Встретились мы на съемочной площадке: сын Нины участвовал в массовке, она пришла за ним. Познакомила нас Галла Капицкая — тогда ассистент по актерам. Я сразу понял, что передо мной та самая Единственная, так бывает. Знакомство вскоре переросло в бурный роман, который в 1984 году закончился свадьбой. Вместе мы уже тридцать семь лет. С женой неразлучны и редко расстаемся даже на один день, во всех киноэкспедициях она со мной.
Мы многое пережили, в том числе и несколько опасных ситуаций. К примеру на съемках «Псов» в городе Красноводске глубокой ночью случилось сильнейшее землетрясение. Когда все это началось, я вдруг вспомнил, что при землетрясении нужно стоять в дверном проеме. Схватил Нину, и мы встали под дверным косяком, держась за руки. Через несколько мгновений сказал жене: «Мы напоминаем скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница», только голые...» Дружно расхохотались и когда перестало трясти, улеглись спать. Если честно, то воспоминания о том кошмаре до сих пор свежи в памяти... У нас есть сын Лешка, которому тридцать с хвостиком. В этом смысле я безоговорочно счастлив и многим пожелал бы такого же брака.
Сейчас из-за пандемии мы с женой фактически заперты в Комарово, где у меня дом. Живем в лесу, но меня это не тяготит. Я по-прежнему много работаю на компьютере. Со мной не только Нина, но и наша верная собака Дана. Ее полное имя Риддл Саншайн Ези Нданда, это родезийский риджбек. Она создана для охоты на львов, охраняет алмазные копи Оппенгеймеров в Южной Африке, но если честно — более доброй и милой собаки я еще в жизни не встречал.
День мой начинается с купания: у нас есть небольшой домашний бассейн. Затем завтрак и прогулка по комаровскому лесу с собакой. После чего сажусь за компьютер и пишу. За время пандемии я написал четыре сценария, один из которых мы подаем в Министерство культуры. Это комедия «Пять процентов», смысл которой в том, что два старика — мошенника-неудачника пытаются обмануть жуликов XXI века. Это такой вариант «Стариков-разбойников». Нина иногда сердито спрашивает, не надоело ли мне писать в стол, но мой опыт работы в кинематографе подсказывает, что рано или поздно идея, сценарий, набросок находят свое воплощение. Как сказал Булгаков, рукописи не горят. Ничего втуне не пропадает.