К слову, жена, несмотря на то что посвятила себя семье, часто помогала мне с выбором актеров. Она и заметила Володю Кошевого — никому тогда не известного. Нина увидела его в репортаже с премьеры какого-то спектакля, актер буквально мелькнул на экране несколько секунд. «Посмотри на него — по-моему, он тебе годится», — сказала Нина. Я увидел... Раскольникова и дал задание ассистентам найти его. Так состоялось наше знакомство, продолжившееся на экране.
Сонечек я перепробовал дюжину. Опытная и умная Галла Капицкая — второй режиссер — подсказала, чтобы я посмотрел молодую актрису Полину Филоненко. Помню тот день: я вошел в свою комнату на «Ленфильме» и в кресле увидел Соню Мармеладову — такого растерянного воробышка. Мы поговорили, и я совершенно влюбился в Полину как в актрису. Она буквально телесно и духовно совпадала с героиней Достоевского.
Наш последний разговор с Андрюшей Краско состоялся накануне его смерти — он просил роль в «Преступлении и наказании», звонил мне со съемок «Ликвидации». Спросил: «Возьмешь меня в фильм? Хочу сыграть Свидригайлова». Я был слегка ошарашен этим предложением, потому что при всем уважении к Андрюшке в моем представлении он был далек от канонического образа Свидригайлова. Возможно, в какой-то режиссерской интерпретации «Преступления» Свидригайлов мог быть и таким, но я снимал аутентичную классику — повторюсь. У Достоевского сказано: высокий, статный русский барин с румянцем на всю щеку. Я что-то там промямлил на тему «подумаю», кто же мог знать, что буквально через неделю получу скорбную весть о его кончине. Наверное, такой финал был неизбежен, все, кто знал обстоятельства Андрюшиной жизни, это понимали. С ним у меня связано очень много хороших воспоминаний, он был удивительным парнем!
— Он был и проблемным изломанным человеком и, как вы говорите, удивительным парнем одновременно. Как удавалось прощать его загулы, срывы съемок и многие другие вещи? Что для вас было в нем главным?
— Я выбирал его положительные черты, а все остальное воспринимал как неизбежную плату за это. Хотя порой было очень тяжело. Находясь на съемках «Псов» в Туркмении, мы были вынуждены положить Андрея в местную больничку, где его вытащили из запоя. Другое дело, что все мы взрослеем и стареем, с годами начинаем уставать от каких-то вещей. Если честно, от Андрюшкиных выкрутасов я в какой-то момент подустал. А главным в нем было невероятное чувства юмора — как в актере и как в человеке. Еще он был близок мне, потому что тоже много читал. Несмотря на его образ жизни и амплуа простоватого парня, он был литературно образованным человеком. У него всегда с собой была какая-нибудь новая книга. Когда-то он сделал мне дорогой сердцу подарок: роскошное издание «Божественной комедии» Данте.