Дмитрий Светозаров. Рукописи не горят

Мне запомнилась премьера фильма «Арифметика убийства». Было много народа, звучали аплодисменты,...
Наталья Черных
|
16 Июля 2021
ВИА «Машина времени». Фото
ВИА «Машина времени»
Фото: vostock photo

Я тоже бедствовал. Помню, как в один прекрасный день мы с женой пошли в ломбард закладывать какие-то ее жалкие «бранзулетки» — просто не на что было поесть. Сыну Лешке тогда было всего три года, но мы всюду таскали его с собой, потому что на него тоже давали талоны на водку, сигареты и мыло.

— Тем не менее в это кризисное время вы сняли культовый сериал «Улицы разбитых фонарей». Где на него брали деньги?

— История с ломбардом меня встряхнула, я стал судорожно искать работу в надежде хоть как-то обеспечить семью и случайно познакомился с людьми, занятыми в рекламе. Вскоре стал художественным руководителем петербургского филиала «Премьер-СВ». Помню свой первый заработок: триста долларов. С гордостью дал жене сто, попросив поменять. Через полчаса раздался звонок: зареванная Нина рассказала, что какие-то темные личности отобрали у нее деньги. Тем не менее я, что называется, «поднялся». Это спасло от голода и страха за будущее.

Середина девяностых стала водоразделом: многие коллеги, не выдержав, ушли из профессии. И прервалась, говоря языком Шекспира, «связь времен». В эти пять лет, когда встало производство, «Ленфильм» напоминал себя времен блокады: пустые коридоры, выбитые двери, разбитые унитазы в туалетах. Именно тогда ко мне подошел приятель Саша Капица, у которого под лестницей в маленькой комнатенке была фирмочка, они что-то снимали на Betacam.

— Слушай, — сказал Саша, — хочешь подзаработать?

— А сколько ты платишь?

Дмитрий Харатьян
Дмитрий Харатьян сыграл в «Скорости» молодого изобретателя Гришу Яковлева
Фото: VOSTOCK PHOTO

Он назвал сумму и пояснил:

— Мы тут снимаем детективчики.

Когда я зашел в следующий раз, сын Саши Кира вытащил из кармана какие-то мятые листки: «Тут есть на выбор несколько сценариев». Прочитал, у меня зашевелились волосы, и я решил приложить руку к этим текстам. Переписав сценарий серии «Напиток для настоящих мужчин», приступил к работе. И пошло-поехало... А в 1999-м мы получили «ТЭФИ» как лучший сериал года.

Бюджет был небольшим, но именно благодаря этой скудности производства первые сезоны «Улиц разбитых фонарей» являются в своем роде феноменом, потому что между съемочной площадкой и жизнью не было перегородки. Эта жизнь буквально врывалась в каждый кадр. Почему-то хорошо помню один эпизод: мы снимаем во дворах у Фонарных бань. Толпа абсолютно голых мужиков, вывалившихся из парной подышать и покурить, весело обсуждает происходящее в кадре. Свобода нравов в те дни была полной...

Если посмотреть первые серии, по ним, как по кинохронике, можно восстановить историю страны девяностых. Это как во время новой волны во Франции, когда Жан-Люк Годар снимал на обрывках кинопленки, так и мы — на простенький Betacam и в обшарпанных помещениях.

Съемочный день длился у нас по шестнадцать часов. Помню, в одной из серий герой должен был ловить котенка во дворе, потом подниматься с ним к себе в комнату. Холод, два часа ночи. Говорю: «Давайте котенка, снимаем этот эпизод — и по домам». Ассистент вдруг признается, что котенка нет, и что-то лепит в свое оправдание. Я срываю с декоратора старую, молью траченную кроликовую шапку, сую ее в руки герою: «Неси и поглаживай, будто это котенок». Сверху наложили потом мяуканье.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая