Дмитрий Светозаров. Рукописи не горят

Мне запомнилась премьера фильма «Арифметика убийства». Было много народа, звучали аплодисменты,...
Наталья Черных
|
16 Июля 2021
Иосиф Хейфиц
Папа был собачником, как и я. Это он на Финском заливе с бассет-хаундом, первым в Ленинграде. Наш пес Атос, он же Тоша
Фото: из архива Д. Светозарова

— Почему вы за такие мрачные темы брались?

— Я всегда хотел делать то, что мне интересно. Старался держаться подальше от политики и в советские, и в постсоветские, и в нынешние времена. Не потому что боюсь. Мне и вправду это неинтересно. Политика ведь не касается ни одной экзистенциальной темы: жизнь — смерть, любовь — боль, дружба — предательство и так далее.

Почему я взялся за жанровое кино? Потому что это была единственная область, где не касаясь конъюнктурных тем, можно было высокопрофессионально заниматься своим делом. Одно время меня осуждали за кровожадность и жестокость. Но если посмотреть историю мировой драматургии, то почти все ее значимые произведения современным языком можно назвать детективами или триллерами: античные греки, Шекспир, Достоевский... В этом жанре очень ярко высвечиваются все темные и светлые стороны человека. Признаюсь, что темные стороны меня интересуют чуть больше, потому что о светлых и без меня снято достаточно картин.

— Как отец участвовал в вашей кинематографической судьбе?

— Во-первых, я с пяти лет бывал на съемочной площадке у отца. В несознательном возрасте дышал павильонным дымом, ставшим для меня «дымом отечества». Повзрослев, тоже бывал у него на съемках и смотрел на все уже с профессиональным интересом. Например я много раз бывал на съемках картины «Плохой хороший человек», где собрана звездная компания: Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Дмитриевич Папанов. Затаив дыхание, смотрел, как работают актеры, как работает режиссер.

Дмитрий Светозаров
В должности ассистента режиссера на съемках фильма отца «Ася», 1977 год
Фото: из архива Д. Светозарова

Когда решил пойти на Высшие режиссерские курсы, поступил в группу своего отца и учился у него в мастерской. В ту пору у нас часто случались профессиональные споры, разница в возрасте, темпераменте и мой юношеский максимализм этому содействовали. Увы, потом часто выяснялось, что отец по большей части оказывался прав. Он, конечно, имел огромный профессиональный и житейский опыт, а я — нет. В итоге почти всегда соглашался с его замечаниями. Тем более что они высказывались мягко, без профессорского назидания.

Больше всего мне запомнилась премьера моего фильма «Арифметика убийства». Было много народа, звучали аплодисменты, отец подошел ко мне и сказал какие-то теплые слова, и вдруг я увидел, что у него в глазах стоят слезы. Я тогда подумал, что папа так радовался моему успеху. Лишь позднее понял, что отец, оказавшись в атмосфере премьеры, прощался с уходящей эпохой, в почти девяносто лет которой уложилась его удивительная жизнь. Он остался «последним из могикан».

Это были девяностые: трудные времена, когда жизнь ломалась. Отец мгновенно превратился в нищего, все его сбережения обесценились. Финансовое положение было очень сложным. Ельцин установил персональную пенсию для классиков советского кинематографа — их было, по-моему, десять человек. Но получить мы ее не успели. Именную пенсию должны были выдать двадцать пятого апреля, а папа скончался на моих руках в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое апреля 1995 года.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог